Военная проза второй половины 20-го века Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1-2 произведений.) Важнейшая тема 1960-1980-х годов — военная. Осмыслен ие событий Великой Отечественной войны, художественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. «Окопная правда» войны, события, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писателей все в большей степени. Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924) один из признанных представителей так называемой «лейтенантской прозы». Бондарев умеет как бы перенести читателя в самый центр боя. Звуки, огонь взрывов и выстрелов, крики злобы, отчаяния, боли в словесных картинах писателя сочетаются с умением поведать о том, что переживают реальные участники сражения. Все это оставляет у читателя ощущение ожога от прикосновения к реальности войны. Особенно сильно это впечатление, потому что в страшных схватках и нечеловеческих испытаниях действуют зачастую отнюдь не супермены и богатыри, а очень юные, обыкновенные, даже слабые «мальчики», солдаты и офицеры. Фронт стал суровой школой мужества и нравственных испытаний для вчерашних студентов и школьников. Нравственная чистота, человечность, умение понимать людей, дружить и любить — неожиданно оказываются главными качествами, которые требует борьба со смертью, врагом. Офицеры Ермаков («Батальоны просят огня») и Новиков («Последние залпы») — тоже совсем еще молодые люди. Их человеческое становление еще не завершено, а они уже вынуждены больше думать о других, чем о себе. Крупным планом изображены переживания человека на войне в экстремальной ситуации. Роман «Горячий снег» (1969) свидетельствовал о творческой зрелости писателя. Историческое основание сюжета романа — попытка танковой армии Манштейна зимой 1942 года прорваться к попавшей в окружение группировке фельдмаршала Паулюса. Остановить танки в широкой степи должны были артиллеристы. Генерал Бессонов отдает суровый приказ: «Стоять на занимаемых рубежах до последнего. Для всех без исключения объективная причина ухода с позиции может быть одна — смерть…» И солдаты стоят насмерть, уничтожая немецкие танки. Ю. Бондарев создает целую галерею портретов солдат и офицеров: от командира артиллерийской батареи Дроздовского и командира взвода Кузнецова до командующего армией Бессонова, от совсем юного ездового Сергуненкова, посланного Дроздовским на бессмысленную смерть в неравной схватке один на один с танком, до человечного члена Военного совета Веснина, всегда заботившегося о сохранении солдатских жизней и погибшего в скоротечном бою просто, отнюдь не героически, случайно — по-солдатски. Это не безликая масса, а яркие личности, непохожие друг на друга характеры. Дроздовский внешне выигрывает, отличается командирской статью, готовностью решать и принимать ответственность. Но постепенно выясняется, что он эгоистичен, стремится всем показать свою храбрость, сделать на войне карьеру. И в решающие моменты боя он пасует. Писатель не говорит о прямой трусости, но и не показывает никакого реального вклада Дроздовского в победу, единственного, чем измеряется мера свершенного в бою солдатом, офицером. Кузнецов, напротив, скромен, поначалу не очень уверен в себе. Но в конце концов обнаруживается его нравственное превосходство. Именно это не позволяет Кузнецову смотреть на подчиненных как на материал для достижения военных целей. Сам он до последнего снаряда продолжает схватку с танками, в наиболее опасные моменты боя оказывается в нужном месте. Большая правда войны, требующей не пафоса и экзальтации, а умения оставаться человеком и делать свое дело в любых, самых невыгодных условиях, не думая о славе и наградах, возникает в сопоставлении разных судеб, показанных Ю. Бондаревым, другими представителями «лейтенантской прозы
Жила-была девица, её звали Алиса. И вот, когда Алиса переехала к своей бабушке. Она грустила, она только убирала и убирала, чистила и чистила, готовила и готовила. И так всё это продолжалось долго, пока, девицу не отправили за цветами, что-бы продавать их. Девица сказала: Но матушка!, сейчас же только Осень!!, Как я принесу цветы? Но матушка даже её не слушала. И сказала! Пока не принесёшь цветы, домой не возвращайся! Девушка оделась, и вся заплаканая отправилась искать цветы.Её было холодно, хоть была и осень, но уже наступала Зима Вот девушка встретила 12 стариков. Она пришла и сказала: Здраствуйте милые дяденьки! Можно мне у вас погреться! Злая бабушка меня не впускает! Хочет что-бы я принесла цветы. Мне не куда деваться. А нужны хоть-бы маленькие гроши нашему дому.Старики и ответили: Садись сударыня, сидись, погрейся. Мы братья месяцы. Девушка не поверила, и спросила.Да вы что! ответила испугано девушка! А можете доказать? Сделайте на 5 минут лето! Мне нужно собрать цветы! И вот старики исполнили её желание. Девушка собрала цветы, поблогодарила их. И пошла домой.