Главная тема "Мцыри"-это тема свобода,одинокого борца за достижение идеальной цели.Проблема равнодушия,пассивности общества возмущала Лермонтова.Автор призывает людей сами вершить свои судьбы,не быть рабами и бороться за свои идеалы,достигать цели в борьбе,а не существовать и наблюдать со стороны
Идея "Мцыри"-это выражение гражданского долга Лермонтовым.Бездушие,сытая и спокойная жизнь дворянства XIX века,равнодушие людей толкнуло Лермонтова на поиски романтического героя,для которого жизнь-это борьба,бунтарский дух героя рвётся на свободу,пленник мечтает о свободе.Так родился образ Мцыри,юного горца,заточённого в монастырь.
Главная тема "Мцыри"-это тема свобода,одинокого борца за достижение идеальной цели.Проблема равнодушия,пассивности общества возмущала Лермонтова.Автор призывает людей сами вершить свои судьбы,не быть рабами и бороться за свои идеалы,достигать цели в борьбе,а не существовать и наблюдать со стороны
Идея "Мцыри"-это выражение гражданского долга Лермонтовым.Бездушие,сытая и спокойная жизнь дворянства XIX века,равнодушие людей толкнуло Лермонтова на поиски романтического героя,для которого жизнь-это борьба,бунтарский дух героя рвётся на свободу,пленник мечтает о свободе.Так родился образ Мцыри,юного горца,заточённого в монастырь.
ад и рай в рассказе "петька на даче"
мир парикмахерской-это мир потных рук,
туповатых бритв, скучных запахов и дешевых духов.
этот мир является реальным для главного героя
10-летнего мальчика петьки.
но внезапно судьба шлет ему подарок.
он попадает на дачу. это-совсем другой мир.
весь рассказ построен на противопоставлении мира
парикмахерской и дачи.
в реальном мире пространство замкнутое,
ограниченное стенами парикмахерской, откуда нет
выхода для петьки.
в этом мире нет ничего чистого, неиспорченного,
не циничного.
", из которых одно было с трещиной,
а другое было кривое и потешное" отражают этот
мир еще более искаженно, уродливо, чем он есть
на самом деле.
вроде бы в интерьере парикмахерской появляется
произведение искусства, но эта картина,
"изображавшая двух голых женщин на берегу моря",
только дополняет образ места, где люди должны,
казалось бы, становиться красивее.
эту реальность опоясывает другая реальность,
опоясывает парикмахерскую замкнутым кругом.
это-мир улицы. но покапетька смотрит на него из окна,
как на спектакль (не участвуя в нем), но вскоре и
он может стать действующим лицом," будет и он
такой же".
в мире за окном нет ярких красок, кроме ярко-синего
сторожа, который является воплощением порядка.
а все остальное бесхарактерное, безжизненное,
бесцветное: " деревья бульвара, серые от пыли",
"мужчины и женщины, грязно и странно одетые".
нет индивидуальности у людей улицы, они безлики:
"женщины все как будто на одно лицо и
одного возраста".
в парикмахерской жизнь идет однообразно:
изо дня в день петька только и слышит:
"мальчик, воды! "
ему всегда хочется спать т он живет как во сне,
не чувствуя течения времени.
в первой части рассказа, где повествуется о
реальном мире, не определены ни время года,
ни время суток.
это и неважно, так как жизнь летом, зимой, днем и
ночью ничем не отличается друг от друга:
"и зимою и летом он видел все те же ",
и слышал "тот же отрывистый крик"
течение времени чувствуется только в увеличении
"мушиных следов" на стенах, "черной копоти над
тем местом, где зимою чуть ли не весь день
горела керосиновая лампа-"молния" да струпьев
на голове у петьки.
на даче же время летит стремительно,
жизнь кипит и в самом петьке, и вокруг него.
теперь ему не хочется спать, ему "нужно пять раз
выкупаться, вырезать в орешнике удочку,
накопать червей", увидеть, почувствовать все то
новое, о чем он раньше и не догадывался;
" и сила новых впечатлений, лившихся
на него и сверху, и снизу, смяли его маленькую
и робкую душонку".
теперь у него нет времени на такую ерунду,
как обед, теперь его желание не спать,
а что "бы можно было не жевать, глотать сразу".
во второй части рассказа определено время года.
яркие цвета, светлое небо и многое другое говорит
о том, что действие происходит летом.
в описаниях теперь жизнерадостные
оттенки, появляются эмоционально-оценочные
эпитеты: " беленькие радостные облачка", "зеленая гора",
"полянки, светлые, зеленые, веселые".
в мире реальном появляется сюжет, что отличает
вторую часть от первой, в которой не было
динамичности, действий, т. е. здесь отсутствует
однообразие жизни парикмахерской.
петька весело проводит время, он делает то,
что положено делать маленькому мальчику.
у пространства на даче нет рамок, ограничений:
"можно было видеть так далеко, что лес кажется
травкой. в новом мире со всех сторон-природа:
равнины и речка, развалины дворца, белая церковь.
раздвигается пространство, тем самым создавая
эффект бесконечности, многомерности жизни.
меняется и сам петька.
антитеза обозначена и в его портрете.