Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов». Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.
«К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы, Перед опасностью позорно – малодушны И перед властию – презренные рабы.»
Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.
«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом: Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.»
А.С. Пушкин назвал свой роман именем главного героя «Дубровский».
Какова же внешность Владимира Дубровского? Характерной чертой пушкинской прозы является лаконичность слога. Именно поэтому в произведении описания внешности Дубровского отрывочны.
А.С. Пушкин показывает внешность главного героя глазами других людей, с которыми он сталкивается в процессе повествования. Когда в доме Троекуровых появляется лже-Дефорж, его воспринимают как приятного спокойного человека, который очень прост в общении с людьми.
В тексте присутствуют и другие отрывочные характеристики. Дубровского воспринимают как человека, имеющего властный голос, приятную внешность (не зря все хотят танцевать только с ним). Он физически развит, на это указывает выбор Антона Пафнутьевича защитником Дефоржа.
Примечательно то, что самое полное описание черт внешности Дубровского содержит документ, полученный исправником для розыска разбойника. Приметы, описывающие Дубровского, довольно типичны и могут быть отнесены ко многим людям. Каким же его увидели дворовые? Они описали его как молодого человека лет 23 от рождения, среднего роста, имеющего карие глаза, русые волосы, прямой нос и лицо без бороды. Примет особых не имеет. Мне кажется, что такое описание дано в романе не случайно, и дворовые крестьяне, на самом деле, догадывались о личности разбойника и не хотели, чтобы Дубровского поймали.
Яркой деталью внешности Дубровского является его бледность. Это неоднократно подчеркивается в тексте романа. Во времена А.С. Пушкина бледность считалась признаком аристократичности.
Таким образом, читая роман, читатель словно складывает мозаику и составляет свое представление о главном герое романа, его внешности и характере.
Мне кажется, что точно передал внешность Владимира Дубровского иллюстратор Д. Шмаринов. В его интерпретации герой изображен за чтением писем матери. Он задумчив и погружен в себя.
Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов». Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.
«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»
Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.
«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»
А.С. Пушкин назвал свой роман именем главного героя «Дубровский».
Какова же внешность Владимира Дубровского? Характерной чертой пушкинской прозы является лаконичность слога. Именно поэтому в произведении описания внешности Дубровского отрывочны.
А.С. Пушкин показывает внешность главного героя глазами других людей, с которыми он сталкивается в процессе повествования. Когда в доме Троекуровых появляется лже-Дефорж, его воспринимают как приятного спокойного человека, который очень прост в общении с людьми.
В тексте присутствуют и другие отрывочные характеристики. Дубровского воспринимают как человека, имеющего властный голос, приятную внешность (не зря все хотят танцевать только с ним). Он физически развит, на это указывает выбор Антона Пафнутьевича защитником Дефоржа.
Примечательно то, что самое полное описание черт внешности Дубровского содержит документ, полученный исправником для розыска разбойника. Приметы, описывающие Дубровского, довольно типичны и могут быть отнесены ко многим людям. Каким же его увидели дворовые? Они описали его как молодого человека лет 23 от рождения, среднего роста, имеющего карие глаза, русые волосы, прямой нос и лицо без бороды. Примет особых не имеет. Мне кажется, что такое описание дано в романе не случайно, и дворовые крестьяне, на самом деле, догадывались о личности разбойника и не хотели, чтобы Дубровского поймали.
Яркой деталью внешности Дубровского является его бледность. Это неоднократно подчеркивается в тексте романа. Во времена А.С. Пушкина бледность считалась признаком аристократичности.
Таким образом, читая роман, читатель словно складывает мозаику и составляет свое представление о главном герое романа, его внешности и характере.
Мне кажется, что точно передал внешность Владимира Дубровского иллюстратор Д. Шмаринов. В его интерпретации герой изображен за чтением писем матери. Он задумчив и погружен в себя.