Ерасим - центральный персонаж повести и.с.тургенева «муму» (1852), немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий богатырь, огромного роста и необыкновенной силы. судьба г. не выдумана - основой сюжетной линии повести стала дворника андрея немого, принадлежавшего матери тургенева варваре петровне. г., жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы. на этом фоне разворачивается трогательная его любви к прачке татьяне: «куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками…» но барыня из своих соображений отдает татьяну за пьяницу башмачника капитона, с чем г. приходится смириться. поэтому объяснима привязанность героя к спасенному им щенку: муму оказалась единственным существом, которое на его ласку отвечало взаимностью. давно спорят, почему г. выполняет приказ барыни утопить муму, а затем без разрешения уходит в деревню. в этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. одна из вероятных разгадок - в трактовке, принадлежащей и.с.аксакову, который считал г. символом народа, его страшной силы и непостижимой кротости.
Главный герой романа гончарова – илья ильич обломов. это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в петербурге». обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. он поражает своей фантастической ленью. где это видано – валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. он говорит, что не нашел себе занятие по душе. такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь. ерунда! если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. но обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу. в ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснутьвновь.