Щелкунчик (нем. nupknacker) — центральный персонаж сказки э.т.а.гофмана «щелкунчик и мышиный король» (1816). щ. — забавная игрушка, которую подарил на рождество маленькой девочке мари ее крестный дроссельмайер. большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на щ. был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа; мари сразу полюбила эту игрушку, потому что у щ. оказались добрые глаза и ласковая улыбка. мари поставила щ. в высокий стеклянный шкаф, не подозревая, что ее таинственные приключения. щ. был заколдованным племянником господина дроссельмайера; чтобы вернуть человеческий облик, он должен был победить мышиного короля. оживший щ. просит мари достать для него меч, чтобы расквитаться с мышиным королем. воспользовавшись игрушечным мечом оловянного солдатика, щ. вступает в смертельный поединок со страшным семиголовым королем и одерживает победу. затем щ. и мари отправляются в волшебное путешествие в кукольное царство, где на леденцовом лугу стоят миндальные ворота, растут апельсиновые деревья и течет лимонадная река. щ. приводит мари в столицу этого государства, через цукатную рощу и мимо домов, украшенных сахарными галереями. сказочный сон заканчивается. однако вскоре из города нюрнберга приезжает молодой человек; он мари за то, что она вызволила его из деревянной оболочки. спустя некоторое время он увозит мари на золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, и «на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи блистательных персон, сверкающих бриллиантами и жемчугами». в 1891 году п.и.чайковский написал на сюжет сказки гофмана по сценарию м.и.петипа.
Герасим — центральный персонаж повести и.с.тургенева «муму» (1852), немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий богатырь, огромного роста и необыкновенной силы. судьба г. не выдумана — основой сюжетной линии повести стала дворника андрея немого, принадлежавшего матери тургенева варваре петровне. г., жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы. на этом фоне разворачивается трогательная его любви к прачке татьяне: «куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками…» но барыня из своих соображений отдает татьяну за пьяницу башмачника капитона, с чем г. приходится смириться. поэтому объяснима привязанность героя к спасенному им щенку: муму оказалась единственным существом, которое на его ласку отвечало взаимностью. давно спорят, почему г. выполняет приказ барыни утопить муму, а затем без разрешения уходит в деревню. в этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей и.с.аксакову, который считал г. символом народа, его страшной силы и непостижимой кротости.