Кобломову приходят посетители, рассказывают о своей жизни, о новостях, зовут обломова на первомайские гулянья в екатерин-гоф. тот отнекивается, ссылаясь то на дождь, то на ветер, то на дела. первый из посетителей — волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами» . он рассказывает о визитах, о новом фраке, о том, что влюблен, что ездит в разные дома на «среды» , «пятницы» и «четверги» , хвастает новыми перчатками и т. д. ледующим приходит судьбинский, с которым обломов служил канцелярским чиновником. судьбинский сделал карьеру, получает большое жалованье, весь в делах, скоро будет представлен к ордену, собирается жениться на дочери статского советника, в приданое берет 10 тысяч, казенную квартиру в 12 комнат и т. д. следующим приходит «худощавый, черненький господин, заросший весь , усами и эспаньолкой. он был одет с умышленной небрежностью» . фамилия его — пенкин, он сочинитель. пенкин интересуется, не читал ли обломов его статью «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, о вновь изобретенном составе против » . пенкин ратует за «реальное направление в » , написал рассказ о том, «как в одном городе городничий бьет мещан по зубам» , сове-«тует прочесть «великолепную вещь» , в которой «слышится то вдант, то шекспир» и автор которой бесспорно велик — «любовь взяточника к падшей женщине» . обломов относится к его словам скептически и говорит, что не станет читать. на вопрос пенкина, что он читает, обломов отвечает, что «больше все путешествия» . входит следующий гость — алексеев, «человек неопределенных лет, с неопределенной .. его многие называли иваном иваньшем, другие — иваном васильевичем, третьи — иваном михайловичем.. присутствие его ничего не придаст обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет от него.. если при таком человеке подадут другие нищему милостыню — и он бросит ему свой грош, а если обругают, или прогонят, или посмеются — так и он обругает и посмеется с другими.. в службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему именйо он способен.. встретится ему знакомый на улице. «куда? » — спросит. «да вот иду на службу, или в магазин, или проведать кого-нибудь» . «пойдем лучше со мной, — скажет тот, — на почту, или зайдем к портному, или прогуляемся» , — и он идет с ним, заходит и к портному, и на почту, и прогуливается в противоположную сторону от той, куда шел» . всем гостям обломов пытается на свои «две беды» — на деревенского старосту и на то, что его заставляют под предлогом ремонта съезжать с квартиры. но никто не хочет слушать, все заняты своими делами. приходит следующий посетитель — тарантьев, «человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется. между тем сам, как двадцать пять лет назад определился в какую-то канцелярию писцом, так в этой должности и дожил до седых волос. ни ему самому и никому другому и в голову не приходило, чтобы он пошел выше. дело в том, что тарантьев был мастер только » . зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? наверное, каждый из посетителей ильи ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые действительность предлагает герою вместо лежания на диване. после ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. и оценка эта всегда отрицательная.
Кто же чацкий: победитель или побежденный? и.а. гончаров писал о главном герое комедии «горе от ума»: «чацкий сломлен количеством старой силы. нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». в словах гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. так кто чацкий: победитель или побежденный? в комедии «горе от ума представлен сложный процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. этот процесс не может произойти в одночасье. требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления. в пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» — чацким, незаурядным умом и желанием действовать во благо своего отечества. старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм. уже в заглавии комедии грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье. в любви чацкий однозначно терпит поражение. софья предпочла чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. а умение «подслужиться» важно в свете. и фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю максима петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. для чацкого же это унижение. он говорит, что «служить бы рад, — прислуживаться тошно». и это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным. любовный конфликт порождает конфликт чацкого с фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. вся комедия – словесная борьба чацкого с московским дворянством. герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. главному герою комедии противно, что фамусов считает ученье «чумой», что скалозуб получил чин полковника не с личных заслуг, а с связей, что молчалин всячески старается угодить фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо отечества. представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. они по-другому жить не умеют и не готовы. поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что чацкий «не в своем уме». объявив чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. герой покидает москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. кажется, что уезжает чацкий побежденным. однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является чацкий – победителем или побежденным – в комедии «горе от ума». он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. но он остался верен своим , и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. вокруг него соберутся единомышленники. кстати, они упоминаются и в пьесе. например, двоюродный брат скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом. чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. позднее это покажет . этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. борьба старого с новым не может длиться вечно. она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. потому-то, как пишет гончаров, в этой комедии чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин».