Брак благословляется Богом, но апостол Павел говорит о супружестве далеко не как о награде людям. Брак может быть путем ко неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»). А может стать настоящим испытанием (по словам апостола, состоящие в браке «будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль»).
Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена, поддерживать в горестях и делиться радостью и не допускать мысли о том, чтобы когда-нибудь оставить его. Существует понятие о степени родства: родной брат ближе двоюродного, мать роднее тетки и т. д. А вот степень родства мужа и жены «нулевая». Только не в том смысле, что они чужие друг другу, а в прямо противоположном - что они единое целое.
Хоть и есть легенды о том, что у каждого есть своя «половинка», которая идеально ему «подойдет», все получается не так гладко, как хотелось бы. Попробуй принять другого человека таким, какой он есть, закрыть глаза на его недостатки, понять его поступки, вовремя уступить... Порой сложно осмыслить все это самому, нам нужен пример.
Христос показал, как можно прожить жизнь, согласно христианским заповедям. В житиях есть немало примеров того, как люди страдали и гибли за веру, отказываясь отречься от Христа. В патериках мы можем прочесть о подвигах монахов. Мы находим образцы смирения, кротости, милосердия... А где искать примеры тем, кто решил прожить достойную жизнь в браке? Это удивительно, но у нас есть только ОДНО произведение, повествующее о супружестве святых, - «Повесть о Петре и Февронии».
Многим она знакома еще из школьных хрестоматий. Это история крестьянки, которая вышла замуж за князя. Простой сюжет, русский вариант «Золушки», содержащий колоссальный внутренний смысл. Тут есть место и состязанию в мудрости, и догадливости, и чудесам, и борьбе с нечистой силой. И все это на фоне того, как нашли друг друга два некогда очень далеких человека.
Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.
«Пойдем ко мне на елку, мальчик над ним вдруг тихий голос» . «О, какой свет! О, какая елка!... Всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают… да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно» . «Христова елка» - это для тех маленьких детей, «у которых там нет своей елки… » Христос собрал на елку детей, замерзших у дверей «петербургских чиновников» , умерших «у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении» , «во время самарского голода» , задохнувшихся «в вагонах третьего класса»... тех, кто никому не нужен был здесь… И всё, что им не было дано в этом мире - любящих ласковых мам, праздничную елку и рождественские подарки – они получают не на земле, а на Небе. «Все они теперь как ангелы, все у Христа» , и Он «простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… »
Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена, поддерживать в горестях и делиться радостью и не допускать мысли о том, чтобы когда-нибудь оставить его. Существует понятие о степени родства: родной брат ближе двоюродного, мать роднее тетки и т. д. А вот степень родства мужа и жены «нулевая». Только не в том смысле, что они чужие друг другу, а в прямо противоположном - что они единое целое.
Хоть и есть легенды о том, что у каждого есть своя «половинка», которая идеально ему «подойдет», все получается не так гладко, как хотелось бы. Попробуй принять другого человека таким, какой он есть, закрыть глаза на его недостатки, понять его поступки, вовремя уступить... Порой сложно осмыслить все это самому, нам нужен пример.
Христос показал, как можно прожить жизнь, согласно христианским заповедям. В житиях есть немало примеров того, как люди страдали и гибли за веру, отказываясь отречься от Христа. В патериках мы можем прочесть о подвигах монахов. Мы находим образцы смирения, кротости, милосердия... А где искать примеры тем, кто решил прожить достойную жизнь в браке? Это удивительно, но у нас есть только ОДНО произведение, повествующее о супружестве святых, - «Повесть о Петре и Февронии».
Многим она знакома еще из школьных хрестоматий. Это история крестьянки, которая вышла замуж за князя. Простой сюжет, русский вариант «Золушки», содержащий колоссальный внутренний смысл. Тут есть место и состязанию в мудрости, и догадливости, и чудесам, и борьбе с нечистой силой. И все это на фоне того, как нашли друг друга два некогда очень далеких человека.
Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.
«О, какой свет! О, какая елка!... Всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают… да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно» .
«Христова елка» - это для тех маленьких детей, «у которых там нет своей елки… » Христос собрал на елку детей, замерзших у дверей «петербургских чиновников» , умерших «у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении» , «во время самарского голода» , задохнувшихся «в вагонах третьего класса»... тех, кто никому не нужен был здесь…
И всё, что им не было дано в этом мире - любящих ласковых мам, праздничную елку и рождественские подарки – они получают не на земле, а на Небе. «Все они теперь как ангелы, все у Христа» , и Он «простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… »