Поэма А.С. Пушкина " Медный всадник" 1. Что составляет тематику "Вступления" и как она связана с жанровыми особенностями произведения? Как соотносятся в нем эпическое ("Стоял он, дум великих полн") и лирическое ("Люблю тебя, Петра творенье") начала?
2. Что составляет внутренний мир Евгения - центрального героя пушкинского повествования? Какие детали указывают на некоторую предопределенность судьбы героя, неизбежность трагической развязки?
3. Какое место в художественной структуре поэмы занимает образ стихии, разъяренной Невы? Какими средствами пользуется автор, описывая "ужасный день", надолго оставшийся памяти петербуржцев? Как соотносятся с образом бури три персонажа поэмы-Медный Всадник, царь Александр и "бедный Евгений"?
4. В чем смысл слов Евгения, обращенных кумиру на бронзовом коне: «Добро, строитель чудотворный! <...> Ужо тебе!»? Кому и чему грозит полубезумный герой? В чем сила и слабость этого бунта? Что символизирует картина ночного бегства Евгения, преследуемого грозным Всадником?
5. Дает ли автор "Медного всадника" ответ на "вечный" вопрос о том, что важнее: высшие государственные интересы или права отдельной личности? Раскройте символику деталей, составляющих образный ряд финальной части поэмы (фигура запоздалого рыбака, пустынный остров, ветхий домик Параши).
6. Какое место занимает поэма «Медный всадник» среди других произведений А.С. Пушкина, посвященных «петровской» теме («Полтава», «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого»)? Подготовыте сообщение на данную тему, обратившись к дополнительному литературному материалу.