Цитатный план о главном герое из рассказа "Уроки французского" 1. "Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году." 2. "Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне." 3. "Я начал играть в чику." 4. "И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше." 5. "От дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся." 6. "Теперь у меня появились деньги." 7. "Они били меня по очереди, один и второй, один и второй." 8. "Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то надо было, пропускать по какой- то причине уроки я не решался." 9. "Я бы ещё потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя." 10. "Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо." 11. "Но больше всего подгонял голод." 12. "На четвёртый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили." 13. " Я шёл туда как на пытку." 14. "Будь я в тысячу раз голоден, из меня пулей выскакивал аппетит." 15. "Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает." 16. "Уроки наши не прекратились." 17. "Мы играли в пристенок." 18. "Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите." 19. "Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивал себя тем, что это честный выигрыш." 20. "Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они."
В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. На мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо учиться, стать грамотным. Несмотря на то, что ему было плохо и горько жить среди чужих людей, он сильно любил свою семью и мать особенно. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мама наперекор всем несчастьям, собрала и отправила сына учиться. Он не хотел подводить мать и не убежал в деревню, претерпевая все трудности. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому ни с кем из ребят он не сошёлся. Их к нему тоже не тянуло. Но нужда заставила мальчика научиться играть в «чику». Получив выигранные деньги, он покупал на базаре баночку молока. Досыта всё равно не наедался, но из-за малокровия ему нужно было пить молоко, поэтому он и играл на деньги. В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Но она, по праву классного руководителя, внимательней относилась к ученикам, чем остальные учителя. А когда узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приходила его к себе домой, угощала ужином, но мальчик из гордости не ел, да и стеснялся очень. У Лидии Михайловны к этому парню было состраданье, она хоть немного хотела окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Она стала для него не только учительницей французского, но и другом, даже мамой, и игру в «замеряшки» придумала специально, чтобы дать возможность мальчику иметь свои деньги. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это. Но женщина, уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро людям. Я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым. А писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
"Уроки французского"
1. "Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году."
2. "Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне."
3. "Я начал играть в чику."
4. "И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше."
5. "От дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся."
6. "Теперь у меня появились деньги."
7. "Они били меня по очереди, один и второй, один и второй."
8. "Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то надо было, пропускать по какой- то причине уроки я не решался."
9. "Я бы ещё потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя."
10. "Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо."
11. "Но больше всего подгонял голод."
12. "На четвёртый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили."
13. " Я шёл туда как на пытку."
14. "Будь я в тысячу раз голоден, из меня пулей выскакивал аппетит."
15. "Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает."
16. "Уроки наши не прекратились."
17. "Мы играли в пристенок."
18. "Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите."
19. "Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивал себя тем, что это честный выигрыш."
20. "Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они."
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Но она, по праву классного руководителя, внимательней относилась к ученикам, чем остальные учителя. А когда узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приходила его к себе домой, угощала ужином, но мальчик из гордости не ел, да и стеснялся очень. У Лидии Михайловны к этому парню было состраданье, она хоть немного хотела окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Она стала для него не только учительницей французского, но и другом, даже мамой, и игру в «замеряшки» придумала специально, чтобы дать возможность мальчику иметь свои деньги.
Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это.
Но женщина, уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро людям. Я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым.
А писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.