поэма «двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, блок написал глубоко реальную и в то же время лирическую вещь. этот поэт, словно уступивший свой голос большевикам, остаётся автором «стихов о прекрасной ».
фабула поэмы проста, хотя очертания её слегка расплывчаты, как всегда у блока. сущность произведения заключается в волнах тех лирических настроений, которые проходят через души героев — двенадцати красногвардейцев. и выявляется, наконец, тот незримый враг, на которого направлены винтовочки стальные. голодный пёс — это иронический символ, означающий старый мир. но оружие обращено и на кого-то другого, который всё мелькает впереди, прячется в сугробах, машет красным флагом, прячется за дома. ему грозят, в него в появлении христа в конце петербургской поэмы нет ничего неожиданного. как всегда у блока: он невидимо присутствует и сквозит в наваждениях мира, как прекрасная сквозит в очертаниях незнакомок.
удивительно то, что решительно все знакомые, передававшие мне содержание поэмы блока прежде, чем её текст попал мне в руки, говорили, что в ней изображены двенадцать красногвардейцев в виде апостолов и во главе их идёт иисус христос. когда мне пришлось однажды в обществе петербуржцев, слышавших поэму в чтении, утверждать, что христос вовсе не идёт во главе двенадцати, а, напротив, преследуется ими, то против меня подняли вопль: “это все ваши обычные парадоксы. может, вы будете утверждать, что и двенадцать вовсе не апостолы? ” но неужели никто из слышавших поэму не дал себе труда вчитаться в её
что же это за апостолы, которые идут охотиться на христа? красный флаг в руках христа? кровавый флаг — это новый крест христа, символ его теперешних распятий. получается, что в поэме нет ни панегирика, ни прославления большевизма. сейчас её используют как произведение большевистское, с таким же успехом её можно использовать как памфлет против большевизма. но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи.
по м.волошину («поэт и революция. александр блок и илья эренбург»)
панегирик — произведение, содержащее прославление какого-либо лица или события.
памфлет — произведение, содержащее едкую сатиру на какоелибо явление.
. ответьте на вопрос: согласны ли вы с той трактовкой идейного смысла поэмы в целом и её финала в частности, которую мы находим в статье критика, поэта и художника м.волошина? ответ аргументируйте.
В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».
Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».
Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.
Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев автору придать стихотворению философскую глубину.
Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».
«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.