Показать, насколько ранима душа подростка Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».
Чарская рассказывает о переживаниях гимназистки Неточки Ларионовой, которая сочинила первое в жизни стихотворение. Девочку переполняет счастье, она не спала ночью, ей не сидится на уроках. Неточка делится своей тайной с подружкой Зоей, но та не разделяет ее чувств. Зоя невозмутимо слушает стихи, не выказывает ожидаемого восхищения, наоборот, критикует. Такая холодность обижает Неточку, но это не самое страшное.
На следующем уроке учитель застает врасплох Неточку, увлеченную перечитыванием стихотворения, и декламирует стихи вслух. Услышав стихи в исполнении преподавателя, девочка понимает, что они вовсе не так прекрасны, как ей казалось. А безжалостный педагог еще и стыдит ее за допущенные ошибки. Неточка готова провалиться сквозь землю от стыда и решает больше не сочинять стихов.
Преподаватель в этой ситуации поступил неоправданно жестоко, нанес девочке душевную травму. Ведь можно было поговорить с ней наедине, а не устраивать публичную "порку". Такими действиями учитель не только заставил чувствительную Неточку пережить ужасные минуты стыда, но и начисто отбил у нее желание заниматься творчеством впредь.
Вот так за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной.
История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.
Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.
Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».
Эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».
Сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».
План
1.История создания
2.Тема
3.Композиция
4.Жанр
5.Средства выразительности
Этот роман был первым произведением, в котором автору
удалось создать широчайшую панораму русской
действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.
За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину
вскрытых в романе проблем критик В. Г. Белинский назвал
роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни".
Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии,
отражены все стороны русской жизни начала XIX века.
Время десятых-двадцатых годов столетия было
временем подъема национального самосознания.
В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала
против крепостного права и абсолютной монархии.
В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным
мыслителям и философам Запада.
Например, Онегин читает Адама Смита.
Руссо-любимый автор Татьяны.
Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет.
Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах,
пользовались успехом, что знаменитым постановщиком
балетов был Дидло.
Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной
и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую
трагическую актрису Семенову.
Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики
России, но дает точную и меткую характеристику.
В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки,
предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки",
"щетки тридцати родов".
На этом широком фоне даны автором все представители русской
нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки
“Евгений Онегин”-это произведение, в котором “отразился век и
современный человек”.
Объяснение: надеюсь