Покажите жанровую специфику поэмы, сочетание в ней эпического и лирического начал. Какова, на ваш взгляд, проблематика поэмы?
Приведите примеры роковых романтических страстей, изображённых в поэме. Докажите, что в основе сюжета лежит романтический конфликт.
Дайте характеристику системы персонажей поэмы, докажите, что это романтические герои и героини.
Каковы особенности и функции романтического пейзажа, на фоне которого разворачиваются события? Какие художественные приёмы и средства использует автор для создания пейзажа?
Каковы жизненные ценности цыган, чем их жизнь отличается от привычной для Алеко светской жизни?
По каким причинам Алеко покинул привычный для него мир, как отзывается о нём? С какой целью пришёл герой в табор, как его там приняли?
Каковы представления о свободе цыган, Алеко?
Каковы представления о любви Земфиры, её отца, Мариулы, Алеко? Почему отец Земфиры не стал преследовать Мариулу? Дайте сравнительный анализ 2 историй любви.
Прочитайте выразительно песню Земфиры. Дайте анализ её основных художественных образов. Каковы в поэме функции песни?
Почему цыгане прогоняют Алеко?
В своей речи об А.С.Пушкине Ф.М.Достоевский сказал: « В Алеко Пушкин отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем… Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастье, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится… Всех в своё время то же самое ожидает, если не выйдут на дорогу смиренного общения с народом… Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве…Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь, наконец, народ свой и святую правду его».
В чём видит Ф.М.Достоевский причину несчастий Алеко? Какое решение этой проблемы, по мнению писателя, предлагает А.С.Пушкин русскому человеку? Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос: «Согласны ли вы с позицией Ф.М.Достоевского»?
общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”.
Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его
“умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Лермонтов показал Печорина как
бы через историю “души человеческой” через его судьбу.
Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих
дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность.
Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя