Я чувствую, что наступила минута, когда мне следует навести порядок в системе моих доказательств. Считаю также необходимым еще раз попросить любезных Читателей не забывать, что я отнюдь не предлагаю им наслаждаться игрою моей фантазии - нет, я призываю разделить со мной радость строго научного разыскания строго научной истины.
До сих пор я лишь строил гипотезу - и, надеюсь, достаточно убедительно, - что Геракл привез Прометея с собою в Микены. Теперь же позвольте мне это доказать. Итак:
Первое доказательство - тот факт, что освобожденного Прометея обязали носить как символ обрушенной на него кары и одновременно подвластности Зевсу кольцо о камнем. Кольцо следовало выковать из звена его железной цепи, вставив камень - осколок той скалы, к которой он был прикован и который отскочил от нее вместе с вырванной цепью. Это и стало будто бы первым в истории человечества перстнем. Причем все это случилось будто бы еще на Кавказе.
Освободим миф от наносных элементов! Совершенно очевидно, что это был не первый перстень в истории человечества, - обнаружены перстни куда более раннего происхождения, изготовленные на многие тысячелетия раньше! Очевидно, что и Эсхил - на которого ссылаются также другие мифографы - поместил этот эпизод на Кавказ исключительно ради драматического единства. Такое формальное, казуистическое решение проблемы Зевса в корне противоречит характеру Геракла. Да и невозможно представить, чтобы там, в лесной чащобе, нашлось все необходимое для ювелирной работы. Вся эта история с кольцом характерна именно для микенского образа мыслей так что кольцо изготовлено в Микенах.
Второе, более существенное наше доказательство состоит в том, что, согласно единодушному свидетельству многих источников, Геракл, посланный за яблоками Гесперид, просил совета у Прометея и получил его. А именно: поскольку добыть яблоки может один лишь Атлант, Геракл должен вместо него подержать на своих плечах небо (ради самого короткого отдыха Атлант возьмется за все), но при этом смотреть в оба - не то старый хитрец навсегда оставить ему свою ношу. Ну, а как же мог бы Геракл обратиться с этим вопросом к Прометею, если бы оставил его-на Кавказе или отправил на все четыре стороны, не позаботился о нем? То есть если бы не привез его с собой - если бы Прометея не было сейчас в Микенах!
Этот эпизод подтверждает также и то, что мы правильно - в отличие от многих разработок - определили порядок совершения подвигов и время освобождения Прометея. Ведь большинство мифографов совершенно нелогично относят освобождение Прометея - как и много других самостоятельных рассказов Гераклова цикла - на период скитаний героя после того, как он добыл коров Гериона и яблоки Гесперид. Но, будь это так, как бы он мог испросить совета у Прометея? Пошел бы на Кавказ, разыскал Прометея, побеседовал с ним и - опять оставил там же, в цепях? Чтобы потом, годы спустя, вернуться и освободить его? Смехотворно! Нет, к тому времени Прометей был уже с ним, в Микенах - или в Тиринфе, или еще где-то в Арголиде, важно не это, важно, что он там был, что его связывала с Гераклом добрая дружба и они, разумеется, советовались, обсуждали новые задания вместе.
И, наконец, косвенное, правда, но зато вещественное доказательство: микенская культура почти не оставила нам предметов, сделанных из железа, железо, как мы знаем, еще чрезвычайно дорогой, редкий в Элладе металл - и вот в Тиринфе, городе Геракла, находят при раскопках железную арфу!.. Единственная в своем роде таинственная находка из той эпохи. Позднее мы еще к ней вернемся. Вновь хочу оговорить свое право на ошибки при воссоздании отдельных деталей. Знаю: опровергнуть мои описания частностей так же невозможно, как и подтвердить их документально, - и все-таки настаиваю на этом праве, объявляю о нем во всеуслышание, чтобы от того ярче воссиял свет правоты моей по существу.
Хотя уточнение места действия не связано непосредственно с существом моего изыскания, попробую все-таки тщательнее рассмотреть этот вопрос, успокоив тем свою совесть филолога
Рассказ Лескова "Человек на часах" произвел на меня большое впечатление, ведь здесь поднимается тема человечности. В рассказе мы наблюдаем, как иной раз тяжело совместить дисциплину и долг со своей совестью.
Главный герой рассказа - простой служака Постников, который стоит на посту. Когда он увидел тонущего в ледяной воде человека, то бросился ему на , преодолевая страх возмездия за свой поступок. Солдат знает, что может пострадать сам за нарушение устава, но это не останавливает его.
Мне понравился часовой Постников, поскольку он в своих действиях руководствуется не только разумом, но и сердцем. Сочувствие и любовь к ближнему оказались для него выше возможного наказания. Наказание он получил, но был счастлив от того, что человека, да еще и избежал трибунала.
Рассказ Лескова учит нас всегда поступать так, как говорит нам совесть. Если погибает человек, то следует помнить, что его жизнь выше всяких уставов и правил. Рассказ меня научил тому, что в любых обстоятельствах нужно помнить, что все мы - люди. Поэтому человеческие начала должны стоять всегда на первом месте.
Игра Атрея
Я чувствую, что наступила минута, когда мне следует навести порядок в системе моих доказательств. Считаю также необходимым еще раз попросить любезных Читателей не забывать, что я отнюдь не предлагаю им наслаждаться игрою моей фантазии - нет, я призываю разделить со мной радость строго научного разыскания строго научной истины.
До сих пор я лишь строил гипотезу - и, надеюсь, достаточно убедительно, - что Геракл привез Прометея с собою в Микены. Теперь же позвольте мне это доказать. Итак:
Первое доказательство - тот факт, что освобожденного Прометея обязали носить как символ обрушенной на него кары и одновременно подвластности Зевсу кольцо о камнем. Кольцо следовало выковать из звена его железной цепи, вставив камень - осколок той скалы, к которой он был прикован и который отскочил от нее вместе с вырванной цепью. Это и стало будто бы первым в истории человечества перстнем. Причем все это случилось будто бы еще на Кавказе.
Освободим миф от наносных элементов! Совершенно очевидно, что это был не первый перстень в истории человечества, - обнаружены перстни куда более раннего происхождения, изготовленные на многие тысячелетия раньше! Очевидно, что и Эсхил - на которого ссылаются также другие мифографы - поместил этот эпизод на Кавказ исключительно ради драматического единства. Такое формальное, казуистическое решение проблемы Зевса в корне противоречит характеру Геракла. Да и невозможно представить, чтобы там, в лесной чащобе, нашлось все необходимое для ювелирной работы. Вся эта история с кольцом характерна именно для микенского образа мыслей так что кольцо изготовлено в Микенах.
Второе, более существенное наше доказательство состоит в том, что, согласно единодушному свидетельству многих источников, Геракл, посланный за яблоками Гесперид, просил совета у Прометея и получил его. А именно: поскольку добыть яблоки может один лишь Атлант, Геракл должен вместо него подержать на своих плечах небо (ради самого короткого отдыха Атлант возьмется за все), но при этом смотреть в оба - не то старый хитрец навсегда оставить ему свою ношу. Ну, а как же мог бы Геракл обратиться с этим вопросом к Прометею, если бы оставил его-на Кавказе или отправил на все четыре стороны, не позаботился о нем? То есть если бы не привез его с собой - если бы Прометея не было сейчас в Микенах!
Этот эпизод подтверждает также и то, что мы правильно - в отличие от многих разработок - определили порядок совершения подвигов и время освобождения Прометея. Ведь большинство мифографов совершенно нелогично относят освобождение Прометея - как и много других самостоятельных рассказов Гераклова цикла - на период скитаний героя после того, как он добыл коров Гериона и яблоки Гесперид. Но, будь это так, как бы он мог испросить совета у Прометея? Пошел бы на Кавказ, разыскал Прометея, побеседовал с ним и - опять оставил там же, в цепях? Чтобы потом, годы спустя, вернуться и освободить его? Смехотворно! Нет, к тому времени Прометей был уже с ним, в Микенах - или в Тиринфе, или еще где-то в Арголиде, важно не это, важно, что он там был, что его связывала с Гераклом добрая дружба и они, разумеется, советовались, обсуждали новые задания вместе.
И, наконец, косвенное, правда, но зато вещественное доказательство: микенская культура почти не оставила нам предметов, сделанных из железа, железо, как мы знаем, еще чрезвычайно дорогой, редкий в Элладе металл - и вот в Тиринфе, городе Геракла, находят при раскопках железную арфу!.. Единственная в своем роде таинственная находка из той эпохи. Позднее мы еще к ней вернемся. Вновь хочу оговорить свое право на ошибки при воссоздании отдельных деталей. Знаю: опровергнуть мои описания частностей так же невозможно, как и подтвердить их документально, - и все-таки настаиваю на этом праве, объявляю о нем во всеуслышание, чтобы от того ярче воссиял свет правоты моей по существу.
Хотя уточнение места действия не связано непосредственно с существом моего изыскания, попробую все-таки тщательнее рассмотреть этот вопрос, успокоив тем свою совесть филолога
Рассказ Лескова "Человек на часах" произвел на меня большое впечатление, ведь здесь поднимается тема человечности. В рассказе мы наблюдаем, как иной раз тяжело совместить дисциплину и долг со своей совестью.
Главный герой рассказа - простой служака Постников, который стоит на посту. Когда он увидел тонущего в ледяной воде человека, то бросился ему на , преодолевая страх возмездия за свой поступок. Солдат знает, что может пострадать сам за нарушение устава, но это не останавливает его.
Мне понравился часовой Постников, поскольку он в своих действиях руководствуется не только разумом, но и сердцем. Сочувствие и любовь к ближнему оказались для него выше возможного наказания. Наказание он получил, но был счастлив от того, что человека, да еще и избежал трибунала.
Рассказ Лескова учит нас всегда поступать так, как говорит нам совесть. Если погибает человек, то следует помнить, что его жизнь выше всяких уставов и правил. Рассказ меня научил тому, что в любых обстоятельствах нужно помнить, что все мы - люди. Поэтому человеческие начала должны стоять всегда на первом месте.