Перчатка Лермонтова (1829), представляет вольный перевод Шиллера "Handschuh", также как и перевод Жуковского. Герои Жуковского кажутся нам старше лермонтовских. Красавица у Жуковского лицемерна и холодна и воспринимает поступок рыцаря как должное, а рыцарь выдержан и полон чувства собственного достоинства; лермонтовская же дама — легкомысленная кокетка, сердце которой, однако, воспламеняется любовью от поступка рыцаря, а сам он — юный и порывистый. В финале рыцарь Жуковского действует внешне спокойно, приняв обдуманное решение и ничем не выдавая волнения страстей. Он бросает перчатку в лицо красавице, «холодно приняв привет ее очей» , А герой Лермонтова охвачен порывом отчаяния, просто-напросто обижен поведением своей дамы, «досады жестокой пылая в огне» . Видна значительная отдаленность и того и другого перевода от шиллеровского текста. «Содержательно» к Шиллеру оказывается ближе Жуковский, а «музыкально» — Лермонтов. У Жуковского четыре шиллеровские сцены, рисующие выход зверей, сливаются в одну. Отсюда несколько снижается впечатление от выхода зверей, который показывает опасность стоящей перед рыцарем задачи; снижается «кинематографичность» сцены, ее «картинность» . У Лермонтова сцена выхода зверей вообще значительно сокращается, уменьшается их количество. Акцент в переносится на диалог рыцаря и дамы. Зато падение перчатки выделяется в отдельную картину («кадр») , опять же подчеркивая важнейший для Лермонтова конфликт. У Шиллера образ опасности выражен и за счет композиции (развертывание картин) и за счет лексики; Лермонтов создает напряжение лексикой — эпитетами, характеризующими зверей; Жуковский более эпичен, сдержан, чем Лермонтов и Шиллер. У Шиллера эпическое (повествовательное) и лирическое (субъективно-личностное, эмоциональное) начала находятся в относительном равновесии, Жуковский же усиливает повествовательное начало. Лермонтова больше похожа на лирическое стихотворение, а ее герой — на самого поэта. У Жуковского отношения между героями более близкие («ты» , «мой рыцарь верный») , но дама лицемерна, холодна, а в конце лишь приветлива; у Лермонтова же дама откровенно испытывает своего поклонника (одного из многих) и после поступка рыцаря полна любви. В этом Лермонтов ближе к оригиналу. Рыцарь же у Лермонтова более юный, горячий, порывистый, чем у Жуковского и у Шиллера. Фраза «Благодарности вашей не надобно мне» звучит более «обиженно» и «скандально» , чем «Не требую награды» . Именно поэтому Лермонтов должен добавить: «И гордую тотчас покинул» , а у Жуковского рыцарь произнес такие слова и с такой силой и достоинством, после которых уже нечего добавить. Шиллеровский герой в этом случае более «нейтрален» . Особенно показателен момент, когда переводчики добавляют отсутствующие у Шиллера характеристики состояния вернувшегося с арены рыцаря: у Жуковского он холоден, а у Лермонтова — пылает в огне досады. Шиллеровского рыцаря мы встречаем в переводе Жуковского, а шиллеровскую даму — в переводе Лермонтова. А вот дама Жуковского и рыцарь Лермонтова — «свои» , не такие, как в оригинале. Жуковский пишет скорее о поступке рыцаря, а Лермонтов — о поступке дамы. Лермонтов пишет скорее лирическое стихотворение, поэтому его рыцарь — он сам, и поэт не дает ему имени. Жуковский низводит с пьедестала того, кто приказывает, потому что честь, достоинство и разум человека определяются и тем, перед каким выбором он ставит других людей. Поэтому перчатка, летящая в лицо — это достойный ответ не только героя , но и самого Жуковского людям, не понимающим, что есть честь.
в рассказе виктора петровича астафьева «фотография, на которой меня нет» речь идет о 30-х годах. , запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, слишком бедновато». в школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие».
но под пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь и что делает человека стойким перед лицом испытаний. с каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон!
но главное в рассказе — это человеческие характеры и отношения между людьми. бабушка может обругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что тот заспался, замешкался. но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчиком; брань ее незлобливая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в том, что это человек с золотым сердцем. ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о подлинно народном характере.
конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». но не они определяют нравственную атмосферу жизни. и иногда могут поссориться, подраться, но это ненадолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. особенным уважением пользуется учитель — не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже у . с большим тактом крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у его крыльца воз дров, то «забудут» в его избе крынку молока или сметаны, то беременной жене.
заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности. «деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его ». заурядный случай, происшедший с деревенским мальчишкой, писателю поставить вопрос о непреходящей памяти народа.
витя – главный герой рассказа — живёт без родителей. огромную роль в его жизни играет, , самый дорогой человек – бабушка. она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.
в повествовании автор вводит изображение окон. в одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками. в других даже стёкла были не везде. в третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением. «по окну, ещё не заходя в дом можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе».
в рассказе есть образ цветка, который является «двойником» мальчика. порою, он угасает, гибнет, но всё же к весне вновь возрождается, появляются бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх, чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком.
во фрагменте рассказа, где главного героя не отпускают фотографироваться, автор использует много глаголов. таким образом, астафьев пытается описать психологическое состояние мальчика, передать его мысли, чувства и эмоции читателю. витя хочет пойти и сфотографироваться вместе со всеми. но, в то же время, понимает, что ходить он совсем не может.
бабушка главного героя – добрая и заботливая деревенская жительница. в её речь автор включил огромное количество диалектных и просторечных слов и выражений. так астафьев показал всю простоту и незатейливость человека.
в этом рассказе мне понравилось то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, и прощая, можно победить все беды.
в рассказе виктора петровича астафьева «фотография, на которой меня нет» речь идет о 30-х годах. , запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, слишком бедновато». в школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие».
но под пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь и что делает человека стойким перед лицом испытаний. с каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон!
но главное в рассказе — это человеческие характеры и отношения между людьми. бабушка может обругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что тот заспался, замешкался. но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчиком; брань ее незлобливая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в том, что это человек с золотым сердцем. ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о подлинно народном характере.
конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». но не они определяют нравственную атмосферу жизни. и иногда могут поссориться, подраться, но это ненадолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. особенным уважением пользуется учитель — не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже у . с большим тактом крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у его крыльца воз дров, то «забудут» в его избе крынку молока или сметаны, то беременной жене.
заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности. «деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его ». заурядный случай, происшедший с деревенским мальчишкой, писателю поставить вопрос о непреходящей памяти народа.
витя – главный герой рассказа — живёт без родителей. огромную роль в его жизни играет, , самый дорогой человек – бабушка. она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.
в повествовании автор вводит изображение окон. в одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками. в других даже стёкла были не везде. в третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением. «по окну, ещё не заходя в дом можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе».
в рассказе есть образ цветка, который является «двойником» мальчика. порою, он угасает, гибнет, но всё же к весне вновь возрождается, появляются бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх, чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком.
во фрагменте рассказа, где главного героя не отпускают фотографироваться, автор использует много глаголов. таким образом, астафьев пытается описать психологическое состояние мальчика, передать его мысли, чувства и эмоции читателю. витя хочет пойти и сфотографироваться вместе со всеми. но, в то же время, понимает, что ходить он совсем не может.
бабушка главного героя – добрая и заботливая деревенская жительница. в её речь автор включил огромное количество диалектных и просторечных слов и выражений. так астафьев показал всю простоту и незатейливость человека.
в этом рассказе мне понравилось то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, и прощая, можно победить все беды.