Вслед за эпохою смуты Пушкина, как историка и как художника, вскоре привлекает другая эпоха и другой герой: эпоха Петра Великого и сама личность царя-преобразователя. Поэт принимается за основательное изучение петровского времени по первоисточникам и архивным документам. Первым художественным плодом этих занятий становится поэма «Полтава» (1828). В «Заметках» 1830-1831 гг. он говорит, что написал «Полтаву» в несколько дней (в октябре 1828) и что «далее он не мог бы ею заниматься и бросил бы всё».Все скверные страсти и ужасы, столь антипатичные гуманной и мягкой натуре Пушкина, но живо интересовавшие его как художника-психолога, воплощались преимущественно в личности Мазепы, который и явился главным героем поэмы. Задача художника была не столько историческая, сколько психологическая и моральная; но по существу дела историческая сторона должна была занять выдающееся место: поэт не мог ограничиться одними намёками на события, он должен был дать им художественное истолкование и вывести на сцену, кроме того же Мазепы, как исторического лица, и других деятелей эпохи и «героев» данного исторического момента - и Кочубея, и Орлика, и Карла XII, и, наконец, самого Петра. Это сильно осложнило задачу и затруднило её исполнение. И Белинский был прав, говоря, что «Полтава» слишком богата содержанием, не умещающимся в её сравнительно очень небольшие размеры, и что поэтому поэма как бы разлезается по швам под давлением содержания.Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма. Белинский необыкновенно высоко оценивал поэму. Особенно восторгался он стихом поэмы. Картину Полтавской битвы он считал замечательной. Великолепно дан в поэме пейзаж Украины, особенно картина лунной украинской ночи.Сюжет "Полтавы" ПушкинаСюжет "Полтавы" отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, даётся на фоне той исторической эпохи, Когда Россия молодаяМужала с гением Петра.В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа - Мария - Кочубей. Кочубей казнён. Мария исчезает.Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа -Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенёс войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром - Полтавский бой. Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической - встречей Мазепы с безумной Марией, исторической - народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.В своей поэме "Полтава" Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.Образ Петра в "Стансах"Тема Петра была одной из самых популярных и для своего времени очень прогрессивных тем русской поэзии XVIII века. Передовые писатели и публицисты от Кантемира и Ломоносова до Радищева пытались осмыслить роль и значение деятельности Петра. В художественном творчестве Пушкина образ Петра возникает впервые в «Стансах» (1826). Снимая с лика Петра ореол божественности, которым он был традиционно окружён в одописи XVIII в. (вспомним ломоносовское: «Он Бог, он Бог твой был, Россия»), Александр Сергеевич, вместе с тем, развивает представление о нем как о царе-просветителе, о двинувшем вперёд страну, «вечном работнике» на пользу родины.В то же время «Стансы» Пушкина - не хвалебная ода, а поучение - своего рода такой же «урок царям», какой давался поэтом в его «Вольности». Но теперь в связи с изменившейся политической обстановкой он носит иной характер: убеждая нового царя быть «во всём подобным» великому «пращуру», Пушкин призывает его осуществить сверху назревшие «великие перемены» - преобразовательную программу декабристов.