александра николаевича островского по праву можно считать создателем репертуара для национального театра. несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах купечества (которое критик николай добролюбов метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть светлое и сказочное произведение – «снегурочка», написанное в 1873 году.
в основе сюжета пьесы драматург использовал народную сказку из сборника александра афанасьева «поэтические воззрения славян на природу». именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: ярило, мороз, весна, леший. особенность и в том, что пьеса «снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под фольклор, которым островский тогда был увлечен.
объясняется это тем, что в 1873 году труппа малого театра вынуждена была переехать в большой театр на время ремонта. так под одной крышей оказались оперная, и драматическая труппы. тогда и решила комиссия московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. а музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор петр ильич чайковский.
таким образом, лирическая пьеса островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. а еще «весенняя сказка» островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки пушкина. да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.
поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. островский пишет о природе как о человеке. пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.
наташа «не удостаивается быть умной», так как принадлежит к тем персонажам, которые живут «умом сердца».
об уме героини судить сложно. ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут андрей болконский и пьер безухов. сама же героиня не оценивает и не анализирует поступки и явления. она обладает собственным знанием ценностей жизни. многие эпизоды романа рассказывают о том, как наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. например, когда николай ростов проигрывает долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. в этот же момент николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное – мелочи, не стоящие внимания.
в данный момент герой думает: “все это: и несчастья, и деньги, и долохов, и злоба, и честь – все вздор, а вот она — настоящее”. толстой хотел показать не испорченную светом девушку, восхищенную первым .наташа провела большую часть своей жизни в деревне и не посещала светские рауты. эта отрешённость от приёмов в высшем обществе положительно сказалось на общем представлении маленькой ростовой о людях. но настал тот день, когда она поехала на свой первый . при описании девушки автор использует эпитеты: «счастливая девочка», «счастливая улыбка». наташа думает о людях на , представляет себе, что все они «добрые, милые, прекрасные», наивно не замечая лжи, разврата, интриг света. «новый кавалер опять пригласил ее. она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю андрею. “я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем”, и еще многое и многое сказала эта улыбка.». она была совершенно не похожа на остальных девушек на . «наташа ростова казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.»
во всех своих поступках наташа следует законам простоты, доброты и правды. сила любви героини заключается в том, что её самопожертвование бескорыстно. эта сила наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из москвы во время . наташа ростова, имея добрую душу и сердце, раненым выехать из москвы, отдавая им повозки, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки. она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей.
по отношению к наташе нельзя ответить, умна она или глупа. она «не удостаивает быть умной», потому что выше и сложнее понятий ума и глупости. мы можем оценивать героиню, основываясь только на содержимом её внутреннего мира, её светлой души.
александра николаевича островского по праву можно считать создателем репертуара для национального театра. несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах купечества (которое критик николай добролюбов метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть светлое и сказочное произведение – «снегурочка», написанное в 1873 году.
в основе сюжета пьесы драматург использовал народную сказку из сборника александра афанасьева «поэтические воззрения славян на природу». именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: ярило, мороз, весна, леший. особенность и в том, что пьеса «снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под фольклор, которым островский тогда был увлечен.
объясняется это тем, что в 1873 году труппа малого театра вынуждена была переехать в большой театр на время ремонта. так под одной крышей оказались оперная, и драматическая труппы. тогда и решила комиссия московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. а музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор петр ильич чайковский.
таким образом, лирическая пьеса островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. а еще «весенняя сказка» островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки пушкина. да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.
поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. островский пишет о природе как о человеке. пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.
наташа «не удостаивается быть умной», так как принадлежит к тем персонажам, которые живут «умом сердца».
об уме героини судить сложно. ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут андрей болконский и пьер безухов. сама же героиня не оценивает и не анализирует поступки и явления. она обладает собственным знанием ценностей жизни. многие эпизоды романа рассказывают о том, как наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. например, когда николай ростов проигрывает долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. в этот же момент николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное – мелочи, не стоящие внимания.
в данный момент герой думает: “все это: и несчастья, и деньги, и долохов, и злоба, и честь – все вздор, а вот она — настоящее”. толстой хотел показать не испорченную светом девушку, восхищенную первым .наташа провела большую часть своей жизни в деревне и не посещала светские рауты. эта отрешённость от приёмов в высшем обществе положительно сказалось на общем представлении маленькой ростовой о людях. но настал тот день, когда она поехала на свой первый . при описании девушки автор использует эпитеты: «счастливая девочка», «счастливая улыбка». наташа думает о людях на , представляет себе, что все они «добрые, милые, прекрасные», наивно не замечая лжи, разврата, интриг света. «новый кавалер опять пригласил ее. она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю андрею. “я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем”, и еще многое и многое сказала эта улыбка.». она была совершенно не похожа на остальных девушек на . «наташа ростова казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.»
во всех своих поступках наташа следует законам простоты, доброты и правды. сила любви героини заключается в том, что её самопожертвование бескорыстно. эта сила наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из москвы во время . наташа ростова, имея добрую душу и сердце, раненым выехать из москвы, отдавая им повозки, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки. она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей.
по отношению к наташе нельзя ответить, умна она или глупа. она «не удостаивает быть умной», потому что выше и сложнее понятий ума и глупости. мы можем оценивать героиню, основываясь только на содержимом её внутреннего мира, её светлой души.