Продажа крепостных крестьян, с таким возмущением и страстью описанная в главе «Медное» , обличала саму античеловеческую и противоправную суть власти помещиков. Выход из трагического положения народа один: революция, — таков вывод из книги Радищева. Знаменитое заключение главы «Медное» в «Путешествии» отвергает возможность всякого сомнения в данном вопросе: «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения» . Это призыв к революции, именно к народной, крестьянской революции, и уверенность в ее неизбежности. Екатерина II по поводу этого места его книги записала: «то есть надежду полагает на бунт от мужиков» . Она была, конечно, права. Крестьяне живут хуже скота. Крестьянская нищета вызывает у Радищева слова возмущения по отношению к помещикам: «Звери алчные, пьяницы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, что отнять не можем, воздух» . В главе «Медное» Радищев описывает продажу крепостных с торгов и трагедию разделенной - в результате продажи по частям - семьи.. .
Вообще, от главы к главе автор книги знакомит читателя с теми или иными пороками, злоупотреблениями и преступлениями дворян — помещиков и государственных чиновников, не забыв при этом и официальную православную церковь, служащую правительству и помещикам. Есть здесь и новое купечество, но оно — «тёмное царство» , тоже развращено, деспотично, неграмотно и корыстно, ничем не похоже на европейское передовое «третье сословие» , уже возглавившее американскую и французскую революции. Одновременно Радищев перемежает эти сцены сочувственными портретами крестьян и картинами народной жизни. Его путешествие имеет не только этнографическую, но и политическую, даже пропагандистскую цель. Автор книги, юрист по профессии, много работавший в сенате и других правительственных судебных учреждениях, хочет с своей поучительной поездки из новой столицы в древнюю приобщить читателей к своему весьма глубокому и неравнодушному познанию крепостнической, измученной дворянскими злоупотреблениями и чиновничьими беззакониями России. Радищев в главе полесть» поднимается и до смелой критики самодержавия, всё это допустившего и молчаливо одобрявшего, и открыто оправдывает жестокую народную месть угнетателям, убийства помещиков и крестьянский бунт. Всё это и вызвало понятное возмущение императрицы Екатерины II. Конечно, путешественник в книге Радищева видит различные города и местности, повествует о них, о встреченных людях, о народных обычаях и интересных случаях (глава «Валдаи») , быте и характерах крестьян, причём крепостные у него нравственно выше помещиков и чиновников. Есть в его путешествии и вставная глава-утопия «Хотилов» . Но главное — это выстраивание по главам «Путешествия из Петербурга в Москву» характерных примеров нарушения людьми власти различных рангов своих служебных обязанностей, законов и просто правил общечеловеческой морали. Уже в главе «София» есть ленивый и лживый почтовый служитель, не дающий автору лошадей и тем нарушающий свой чиновничий долг. В главе «Любани» путешественник встречается с крестьянином, весело и усердно пашущим свою, не барскую ниву в воскресенье, то есть в праздник, что считалось у православных христиан грехом, но сами крестьяне труд грехом не считали. Здесь впервые заходит речь об угнетении крестьян барином, помещиком, шесть дней в неделю гоняющим крестьян на барщину, то есть на подневольную, безрадостную работу на своих землях, а деревенских женщин и девок посылающим собирать для своего хозяйства грибы и ягоды. Появляется тема неравенства, угнетения, социальной несправедливости, невозможности для крестьян воззвать к правосудию, высказан авторский гнев.
Эссе -исследование "Творчество М.Ю,Лермонтова.Если о Пушкине можно сказать ,что он у каждого читателя свой,то Лермонтов ,мне кажется ,кумир определённого круга любителей словесности .И их много .Молодой ,богатый ,желчный .некрасивый ( хорошо смотрелся только в седле ) ,этот юноша с детства пережил много горестных минут .Ранняя смерть матери ,невозможность общаться с отцом ( бабушка запрещала ,считая ,что именно он погубил её единственную дочь),неудачи в любви,одиночество - всё это легло в основу тематики и содержания его стихов .Вспомним пронзительное по образности и гениальности стихотворение "Нищий "...Катишь Сушкова посмеялась над юнцом . Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою;Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою! Наталья Фёдоровна Иванова ("Н.Ф.И.) предпочла Лермонтову "красивую посредственность"(так утверждал И.Андроников в своём исследовании "Загадка Н.Ф.И")Но главная трагедия в жизни поэта случилась 29 января 1837 года .Умер А.С. Пушкин,"дивный гений" .Его Лермонтов боготворил .Сам будучи поэтическим гением , он понимал величие и значение Пушкина для русской литературы ..Лермонтов был в отчаянии .Он пришёл домой ,и у него ( как утверждают очевидцы ) приключилась горячка .Он тяжело заболел ,но успел написать ( в два приёма )свой гениальный отклик ,искренний и сокрушительный для правящей верхушки ,стихотворение "Смерть поэта" Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: 55 Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. — .Стихотворение он без подписи передал дальнему своему родственнику Раевскому , и оно мгновенно разошлось в десятках тысяч списков по Петербургу .А Лермонтов через некоторое время добавил последние ,обличительные строки ,которые назвали"непозволительными стихами".После него НИКТО НИКОГДА НЕ СМОГ ЛУЧШЕ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПУШКИНУ.Никто и никогда!.Мне очень нравится это стихотворение .Оно написано ,ярко ,пламенно ,с душевной болью .Последние 16 строк - это обвинительный приговор всем ,кто травил Пушкина .И угроза Божьего суда звучит очень органично .Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; С этого момента началась трудная и короткая дорога Поэта М.Ю,Лермонтова .Гусарский офицер наутро проснулся знаменитым Сегодня говорят :"Доживи Лермонтов до возраста Пушкина ,он шагнул бы далее его ."Уже не узнаем ,к сожалению .Но то ,что он успел создать ,говорит о невероятном таланте и уме . Начались гонения на автора "Смерти поэта" .Он был неоднократно ссылаем на Кавказ .который займёт достойное место в его творчестве .Отчаянно смелого гусара неоднократно представляли к наградам ,а царь методично вычёркивал его из списков награждённых (личный враг!)Но наградой поэту .мне кажется, стала его посмертная неиссякаемая слава .Его любят ,понимают ,чтят и изучают .И это справедливо Сколько гениального создал поэт,проживший всего 27 лет!Роман о герое своего времени .Печорин стал идеалом для многих современников ( хотя мне герой не нравится : злой .жестокий .холодный )Не могу спокойно читать о"бедняжке " Бэле , несчастной княжне Мери и обиженном Максиме Максимыче .Но таков был современник ,да отчасти и сам поэт .Мы это видим в его программном стихотворении "Дума". Лермонтов не отделяет себя от современников ,но страдает..Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Привлекательна для читателя и философская лирика поэта Мне нравится его стихотворение - завещание "Выхожу один я на дорогу "Оно поэтично и лирично .Только с природой поэт естественен и прост .Мне многое нравится в поэзии Лермонтова .Я уверена ,что буду перечитывать его произведения вновь и вновь .У меня своя дорога к моему кумиру , Лермонтову Святая для русских дорога… Законная гордость в груди… В России поэтов много, А Лермонтов –только Один!(А.Сазонов)
Это призыв к революции, именно к народной, крестьянской революции, и уверенность в ее неизбежности. Екатерина II по поводу этого места его книги записала: «то есть надежду полагает на бунт от мужиков» . Она была, конечно, права.
Крестьяне живут хуже скота. Крестьянская нищета вызывает у Радищева слова возмущения по отношению к помещикам: «Звери алчные, пьяницы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, что отнять не можем, воздух» . В главе «Медное» Радищев описывает продажу крепостных с торгов и трагедию разделенной - в результате продажи по частям - семьи.. .
Вообще, от главы к главе автор книги знакомит читателя с теми или иными пороками, злоупотреблениями и преступлениями дворян — помещиков и государственных чиновников, не забыв при этом и официальную православную церковь, служащую правительству и помещикам. Есть здесь и новое купечество, но оно — «тёмное царство» , тоже развращено, деспотично, неграмотно и корыстно, ничем не похоже на европейское передовое «третье сословие» , уже возглавившее американскую и французскую революции. Одновременно Радищев перемежает эти сцены сочувственными портретами крестьян и картинами народной жизни.
Его путешествие имеет не только этнографическую, но и политическую, даже пропагандистскую цель. Автор книги, юрист по профессии, много работавший в сенате и других правительственных судебных учреждениях, хочет с своей поучительной поездки из новой столицы в древнюю приобщить читателей к своему весьма глубокому и неравнодушному познанию крепостнической, измученной дворянскими злоупотреблениями и чиновничьими беззакониями России. Радищев в главе полесть» поднимается и до смелой критики самодержавия, всё это допустившего и молчаливо одобрявшего, и открыто оправдывает жестокую народную месть угнетателям, убийства помещиков и крестьянский бунт. Всё это и вызвало понятное возмущение императрицы Екатерины II.
Конечно, путешественник в книге Радищева видит различные города и местности, повествует о них, о встреченных людях, о народных обычаях и интересных случаях (глава «Валдаи») , быте и характерах крестьян, причём крепостные у него нравственно выше помещиков и чиновников. Есть в его путешествии и вставная глава-утопия «Хотилов» . Но главное — это выстраивание по главам «Путешествия из Петербурга в Москву» характерных примеров нарушения людьми власти различных рангов своих служебных обязанностей, законов и просто правил общечеловеческой морали.
Уже в главе «София» есть ленивый и лживый почтовый служитель, не дающий автору лошадей и тем нарушающий свой чиновничий долг. В главе «Любани» путешественник встречается с крестьянином, весело и усердно пашущим свою, не барскую ниву в воскресенье, то есть в праздник, что считалось у православных христиан грехом, но сами крестьяне труд грехом не считали. Здесь впервые заходит речь об угнетении крестьян барином, помещиком, шесть дней в неделю гоняющим крестьян на барщину, то есть на подневольную, безрадостную работу на своих землях, а деревенских женщин и девок посылающим собирать для своего хозяйства грибы и ягоды. Появляется тема неравенства, угнетения, социальной несправедливости, невозможности для крестьян воззвать к правосудию, высказан авторский гнев.
Не раздаваться им опять:
55 Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. — .Стихотворение он без подписи передал дальнему своему родственнику Раевскому , и оно мгновенно разошлось в десятках тысяч списков по Петербургу .А Лермонтов через некоторое время добавил последние ,обличительные строки ,которые назвали"непозволительными стихами".После него НИКТО НИКОГДА НЕ СМОГ ЛУЧШЕ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПУШКИНУ.Никто и никогда!.Мне очень нравится это стихотворение .Оно написано ,ярко ,пламенно ,с душевной болью .Последние 16 строк - это обвинительный приговор всем ,кто травил Пушкина .И угроза Божьего суда звучит очень органично .Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет; С этого момента началась трудная и короткая дорога Поэта М.Ю,Лермонтова .Гусарский офицер наутро проснулся знаменитым Сегодня говорят :"Доживи Лермонтов до возраста Пушкина ,он шагнул бы далее его ."Уже не узнаем ,к сожалению .Но то ,что он успел создать ,говорит о невероятном таланте и уме . Начались гонения на автора "Смерти поэта" .Он был неоднократно ссылаем на Кавказ .который займёт достойное место в его творчестве .Отчаянно смелого гусара неоднократно представляли к наградам ,а царь методично вычёркивал его из списков награждённых (личный враг!)Но наградой поэту .мне кажется, стала его посмертная неиссякаемая слава .Его любят ,понимают ,чтят и изучают .И это справедливо Сколько гениального создал поэт,проживший всего 27 лет!Роман о герое своего времени .Печорин стал идеалом для многих современников ( хотя мне герой не нравится : злой .жестокий .холодный )Не могу спокойно читать о"бедняжке " Бэле , несчастной княжне Мери и обиженном Максиме Максимыче .Но таков был современник ,да отчасти и сам поэт .Мы это видим в его программном стихотворении "Дума". Лермонтов не отделяет себя от современников ,но страдает..Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом. Привлекательна для читателя и философская лирика поэта Мне нравится его стихотворение - завещание "Выхожу один я на дорогу "Оно поэтично и лирично .Только с природой поэт естественен и прост .Мне многое нравится в поэзии Лермонтова .Я уверена ,что буду перечитывать его произведения вновь и вновь .У меня своя дорога к моему кумиру , Лермонтову Святая для русских дорога…
Законная гордость в груди…
В России поэтов много,
А Лермонтов –только
Один!(А.Сазонов)