в молодости иван алексеевич был страстно влюблен в варвару пащенко. однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.
ивану алексеевичу тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. именно в этот непростой для бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «родина».
в двух небольших четверостишиях, созданных иваном алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.
тема
в центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. в отличие большинства отечественных поэтов и писателей, бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.
поэт не склонен идеализировать природу. более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.
однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. в реализме бунина есть нотки оптимизма. умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.
подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что бунин презирал россию. напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.
композиция
произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.
композиционно стихотворение делится на две условные части. первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу россии. перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.
при выразительных художественных средств автору удается точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. необъятные просторы россии с его бескрайними лесами, описанные буниным, поневоле навевают тоску и уныние. «мертвенно-свинцовое небо», удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес депрессивное настроение.
второе четверостишие более оптимистично. ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.
жанр
произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.
стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
средства выразительности
в своем произведении иван алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.
весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты («мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»), палитру красок унылого зимнего дня. не менее выразительны сравнения («один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»), олицетворения («угрюмо меркнет зимний день»), гиперболы («нет конца лесам сосновым»), метафоры («родина – снежная пустыня»).
в центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. в отличие большинства отечественных поэтов и писателей, бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.
поэт не склонен идеализировать природу. более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.
однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. в реализме бунина есть нотки оптимизма. умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.
подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что бунин презирал россию. напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.
создания
в молодости иван алексеевич был страстно влюблен в варвару пащенко. однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.
ивану алексеевичу тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. именно в этот непростой для бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «родина».
в двух небольших четверостишиях, созданных иваном алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.
тема
в центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. в отличие большинства отечественных поэтов и писателей, бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.
поэт не склонен идеализировать природу. более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.
однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. в реализме бунина есть нотки оптимизма. умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.
подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что бунин презирал россию. напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.
композиция
произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.
композиционно стихотворение делится на две условные части. первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу россии. перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.
при выразительных художественных средств автору удается точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. необъятные просторы россии с его бескрайними лесами, описанные буниным, поневоле навевают тоску и уныние. «мертвенно-свинцовое небо», удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес депрессивное настроение.
второе четверостишие более оптимистично. ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.
жанр
произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.
стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
средства выразительности
в своем произведении иван алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.
весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты («мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»), палитру красок унылого зимнего дня. не менее выразительны сравнения («один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»), олицетворения («угрюмо меркнет зимний день»), гиперболы («нет конца лесам сосновым»), метафоры («родина – снежная пустыня»).
в центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. в отличие большинства отечественных поэтов и писателей, бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.
поэт не склонен идеализировать природу. более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.
однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. в реализме бунина есть нотки оптимизма. умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.
подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что бунин презирал россию. напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.