Понимание и ответы по тексту Задания.
1. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».
1.Уж высожары спускаться стали, до утра недалеко. 2. А туда ли идут, нет ли, — не знают. 3. Думается так Жилину, что по этой самой дороге его везли и что до своих — верст десять еще будет они версты четыре. 5.Туман в лесу еще гуще сел, ничего не видать перед собой, и звезды уж чуть видны.6. Вдруг слышат, впереди топает лошадь. 7. Слышно — подковами за камни цепляется. 8. Лег Жилин на брюхо, стал по земле слушать. 9. — Так и есть, — сюда, к нам конный едет. 10. Сбежали они с дороги, сели в кусты и ждут. 11. Жилин подполз к дороге, смотрит — верховой татарин едет, корову гонит, сам себе под нос мурлычет что-то. 12. Проехал татарин. 13.Жилин вернулся к Костылину.14.— Ну, пронес бог, — вставай, пойдем. 15. Стал Костылин вставать и упал. 16.— Не могу, — ей-богу, не могу; сил моих нет. 17. Стал его Жилин силой поднимать. 18. Как закричит Костылин: — Ой, больно! 19. Жилин так и обмер. — Что кричишь? 20. Ведь татарин близко — услышит.21. А сам думает: «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? 22. Бросить товарища не годится».23.— Ну, — говорит, — вставай, садись на закорки, снесу, коли уж идти не можешь.24. Тяжело Жилину, — ноги тоже в крови и уморился. 25. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге.
2. Составьте простой цитатный план.
3. Сформулируйте кратко основную мысль данного отрывка.
4. В какой структурной части ( вступлении, основной части, заключении) плана содержится основная мысль?
5. Укажите номер предложения, в котором указана основная мысль.
Объяснение:
в комнате Самсона Вырина развешаны 4 картины с сюжетами
о блудном сыне.
Это -не просто житейские иллюстрации нравственных
истин, а обращение к совести человека:
понимаешь ли ты, что с тобой происходит?
Притча о блудном сыне повествует о сбившемся с пути и
покаявшегося затем человеке.
В повести использован приём противопоставления.
Судьба отца противопоставлена судьбе дочери,
судьба Дуни противопоставлена судьбе блудного сына,
умение понять и раскаяться одного героя противопоставлено
неумению думать о ближнем и раскаиваться вовремя.
Дочь смотрителя отчасти повторила поступок героя
библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына,
изображенного на картинках, станционный смотритель ждал
свою дочь, готовый к прощению.
Но Дуня не возвращалась.
А отец не находил себе места от отчаяния, зная,
чем зачастую заканчиваются подобные истории:
“Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в
атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу,
вместе с голью кабацкою.
Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же
пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей
могилы... ”
Исходя из логики развития романтического произведения,
Дуня должна была бы погибнуть, но всё происходит наоборот.
Легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках
на стене дома Вырина, не оживает в реальности.
И последняя картинка рассказывает о возвращении
блудного сына, с чем ассоциируется "возвращение"
отца к дочери.
Но станционный смотритель так и не испытал радости
возвращения "блудной дочери",
и неизвестно, как умер он - прощая или проклиная её.
Страдания Самсона Вырина не вознаграждаются при жизни
Высшей силой. Более того, "зло" в лице Минского – его обидчика -
также остаётся безнаказанным.
Пушкинский повествователь не осуждает и не обвиняет
"бедного смотрителя".
Он, как отец из евангельской притчи, мудро смиряется перед жизнью.
Дуня же, сама став матерью, приезжает к уже умершему отцу,
долго лежит на его могиле. Она вернулась, но простить ее за
отсутствие, за принесенные страдания, порадоваться за нее –
некому.
Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского
прощения, как это случилось с сыном в библейской притче.
Запоздалое раскаяние блудной дочери свидетельствует лишь о
том, что оно могло бы намного раньше "осветить" её "заблудшую
душу" и отца от неминуемой гибели и душевных страданий.
1)Итак, всё кончено --- сказал он сам себе,
2)Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено». Его мучит то, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он еще не решил, что делать.
3)Решение Дубровского относится к той категории решений, которые часто принимали осажденные и проигравшие, не желая того, чтобы враг мог насладиться плодами своей победы. Осажденные сжигали свой город, Дубровский решил сжечь свой отчий дом.