Его любит девушка вера, которая делает все, чтобы увидеть своего возлюбленного. и это несмотря на то, что она замужем. печорин вроде бы тоже любит веру, уважает ее и жалеет. но в то же время это не мешает ему ухаживать за княжной мери и испытывать к ней нежные чувства. печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь. но вскоре григорий александрович понимает тщетность надежд: “я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни”,— признается он максиму максимычу. получается, что печорин сначала обманывает женщин, влюбляет их в себя, заполучает их доверие, а потом? потом, когда девушки начинают надеяться на предложение руки и сердца, григорий александрович или исчезает, или делает так, чтобы женщина разочаровалась в нем. в последнем случае так произошло с княжной мери. первое мнение о печорине может быть ошибочно: "он же просто эгоист! "
Стихотворение написано не по живым впечатлениям о наказании крестьянки (некрасов не мог быть свидетелем истязания женщины, так как практически к женщинам наказание кнутом вследствие его особой опасности не применялось; с 1845 г. «уложением об наказаниях» вообще было отменено), а на основе зрительного сходства между зачеркнутыми красными чернилами крест-накрест рукописями в цензурном ведомстве и исполосованными кнутом и кровоточащими спинами жертв палача. стихотворение, таким образом, представляет собой обобщенный символ страданий, включающий истязания над народом и над поэзией, которая вступается за его судьбу и разделяет его участь («иссеченная муза»). 1. сенная — рыночная площадь в петербурге; на ней не производились публичные наказания, а находилась полицейская часть, в которой секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки дворовых, пьяниц, мелких воришек и т. п. 2. ни звука из ее — после первых ударов кнута у истязуемых, по свидетельствам современников, пропадал голос; тем самым «молчание» крестьянки — и музы! — не признак стойкости и героизма, а признак мученичества (см. коммент. о. а. проскурина в кн.: некрасов н. а. избранные сочинения. м.: худ. лит., 1989. с. 564). обратно