Встихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары, беззаботно растущей на берегу черного моря. в первой строфе описывается образ листка . его судьба трагична и тяжела. скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял. автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов. во второй строфе описывается образ чинары. жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением . жизнь молодой чинары легка и беззаботна. лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья. следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о временном приюте в ее корнях. листок мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. она остается равнодушной к его страданиям. несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь. основа всего стихотворения — антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. как внешнее ( засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья. ), так и внутреннее ( одинокий листок и в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара) . противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море). с одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость , но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце. с другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. лирический герой лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.