Михаил юрьевич лермонтов по праву вошел в число великих поэтов. образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему лермонтов. одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям». другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». кому-то дорог и близок лермонтов — мятежный автор «паруса», который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. и все они правы. в стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей лермонтова от других поэтов. автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир. мне более всего близок лермонтов — певец прекрасной природы. его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. и в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни. в пейзажной лирике лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим «пожелтевшие листья», и «мрачную зелень елей», и «тусклый месяц», проглядывающий сквозь туман. в глубокой задумчивости «тихонько плачет» одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. но стоит перелистнуть страничку, и вот уже «свежий лес шумит при звуке ветерка», и «ландыш серебристый кивает головой», и «студеный ключ играет по оврагу». и совсем другие чувства охватывают нас. вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения. различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами лермонтов. мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. вот «вокруг лесистых гор» кавказа «дикой пеленой» вьется туман и «река журчит одна». или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, «одета, как ризой», сыпучим снегом. и мечтает она о «крае, где солнца восход». в пустынных степях аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят «три гордые пальмы». и под ними «из почвы бесплодной» пробивается родник, журча студеной водой. а вот, посреди голубой глади, «в тумане моря» белеет одинокий парус, под золотым лучем солнца стремящийся к неведомой стране. трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий лермонтов. и трудно найти однозначный ответ. ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. и это, мне кажется, главная особенность лирики лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.
Вершиной творчества ивана александровича гончарова является роман «обломов», написанный в 1859 году. роман необыкновенно богат по содержанию. в нем передана жизнь россии середины 19 века. роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. в распорядке дня обломова отразилась жизнь, наша жизнь. это, по словам добролюбова, «совершенный тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины». илья ильич обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. можно сказать, что главные герой болен. и болезнь его – обломовщина! симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. все, о чем мечтает обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». как много говорит эта фраза! сделалось бы! само собой! без его участия! даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность: «обломов как-то обрюзг не по летам… тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». любимый костюм обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. или волевое движение для обломова невероятно тяжело. поэтому все свои дела он поручает слуге захару или , который обманывает его. обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. из сна ильи ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. а сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». с тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет милитриса кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают » обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. идеал жизни для ильи ильича – это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. можно сказать, что обломов - лишний человек. его образ жизни не укладывается ни в какие человеческие рамки. мне кажется, что движение обломова почти полностью отсутствует. но такую бездеятельность илья ильич выбрал себе сам. он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. мы видим, что это за жизнь из первых сцен романа, когда к обломову приходят визитеры. своих гостей он встречает фразой: «не подходите, не подходите: вы с холоду! » эта фраза символична, она обозначает холод не только , но и духовный, который царит в светском обществе. и на самом деле суета гостей ильи ильича бессмысленна. франт волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. это единственное, в чем заключается его смысл жизни. начальник отделения канцелярии судьбинский – «бумажная крыса». журналист пенкин пишет обо всем и не о чем. но считает, что занят важным делом. а тарантьев просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет большую роль в судьбе ильи ильича. именно от такой жизни и отказался обломов. ведь по своей сути он добрый, благородный человек. недаром штольц называл его «золотым сердцем». обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. в нем изначально много хороших качеств. в дальнейшем, когда илья ильич начал жить с агафьей пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги. трагедия обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. и тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость. иногда мне кажется, что обломовщина не исчезла и в 21 веке. многие люди боятся будущего, боятся деятельности. они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе. я думаю, что изначально обломову было свойственно духовное развитие. но постепенно, с его «замиранием», илья ильич останавливался и в своем духовном движении. но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем обломовка. поставь как лучший