александр андреевич чацкий – бывший ухажер софии, близкий друг семьи.
умен, бесхитростен, весел, остроумен, приятный собеседник на разносторонние темы (лиза про чацкого: «кто так чувствителен, и весел, и остёр, как александр андреич чацкий! »; софия про чацкого: «он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех», «остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…»)
чацкий высокого мнения о себе, любит путешествовать и отдыхать (софия про чацкого: «вот о себе задумал он высоко… охота странствовать напала на него, ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далёко? ». лиза про чацкого: «где носится? в каких краях? лечился, говорят, на кислых он водах, не от болезни, чай, от скуки, - повольнее».
несмотря на тягу к путешествиям, в основном за границу, в душе искренний патриот своей страны («когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен! »).
александр андреевич слишком уверенный в себе свободный молодой человек, кутила, гуляка (фамусов про чацкого «… этот франт – приятель; отъявлен мотом, сорванцом…»)
нигде не работает (не служит), слишком гордый («служить бы рад, прислуживаться тошно»; фамусов про чацкого: «не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти – так был бы деловой. жаль, жаль, он малый с головой, и славно пишет, переводит. нельзя не , что с эдаким умом…»).
осуждает «свет», любит спорить («нет, нынче свет уж не таков»).
ревнив, бывшую возлюбленную софию ревнует буквально ко всем. сначала к скалозубу, затем к молчалину («кто этот скалозуб? отец им сильно бредит, а может быть, не только что отец…»; после падения молчалина с лошади и обморока софии: «смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга! так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга»; «дождусь ее и вынужу признанье: кто наконец ей мил? молчалин? скалозуб? »).
бывает нагловат, груб, резок, зол (софия чацкому: «веселость ваше не скромна…»; «да! грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна…»; «примеры мне не новы; заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»).
любитель женского пола (чацкий молчалину «я езжу к женщинам, но только не за этим»).
репетилов про чацкого: «он не глуп, сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы, и дельный разговор зашел про водевиль. да! водевиль есть вещь, а прочее все гниль. мы с ним… у нас… дни и те же вкусы».
обидчив и своенравен («вон из москвы! сюда я больше не ездок. бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувство уголок! карету мне, карету! »
«мильон терзаний» чацкого состоит в множестве вопросов, которые он ставит перед собой и не может найти ответ:
-почему софья прямо не сказала, что прошлое забыто, что она полюбила другого?
-чем лучше меня новый возлюбленный софьи?
-неужели он умнее меня?
-куда, наконец, смотри софьин отец, почему не подскажет дочери?
-почему несмотря на привнесение во все иностранного, москва не меняется, продолжает жить по старым ?
-почему по – прежнему процветает взятничество, невежество, угодничество низкопоклонство и шутовство?
на эти и многие другие вопросы он никогда не найдет ответ, потому что все московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. в этой - всё могущество москвы.
несмотря на то, что чацкий чрезвычайно умен и крайне искренен в обличении лжи и всего того, что отжило, он скорее побежденный, чем победитель. это борьба его истомила. он сломлен толпой, количеством старой силы. он вынужден от безысходности уехать из москвы обиженным и оскорбленным.
Важным для характеристики андрея петровича является его ответное письмо по поводу женитьбы петра на маше мироновой. в очередной раз речь шла о благословении. отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что пётр, с точки зрения отца, не достоин быть офицером. страсти вновь овладели петром, и он оказался в стане дьявола. отец сурово судит своего сына. так начинается в произведении тема суда: сначала суд отца, затем суд пугачёва и военно-полевой суд, суд императрицы и божий суд: “…не только моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин; ибо ты доказал, что шпагу носить ещё не достоин, которая тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. немедленно буду писать к андрею карловичу, прося его перевести тебя из белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. < …> что из тебя будет? молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость”. исправление петра отец связывал с божьей милостью.
александр андреевич чацкий – бывший ухажер софии, близкий друг семьи.
умен, бесхитростен, весел, остроумен, приятный собеседник на разносторонние темы (лиза про чацкого: «кто так чувствителен, и весел, и остёр, как александр андреич чацкий! »; софия про чацкого: «он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех», «остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…»)
чацкий высокого мнения о себе, любит путешествовать и отдыхать (софия про чацкого: «вот о себе задумал он высоко… охота странствовать напала на него, ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далёко? ». лиза про чацкого: «где носится? в каких краях? лечился, говорят, на кислых он водах, не от болезни, чай, от скуки, - повольнее».
несмотря на тягу к путешествиям, в основном за границу, в душе искренний патриот своей страны («когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен! »).
александр андреевич слишком уверенный в себе свободный молодой человек, кутила, гуляка (фамусов про чацкого «… этот франт – приятель; отъявлен мотом, сорванцом…»)
нигде не работает (не служит), слишком гордый («служить бы рад, прислуживаться тошно»; фамусов про чацкого: «не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти – так был бы деловой. жаль, жаль, он малый с головой, и славно пишет, переводит. нельзя не , что с эдаким умом…»).
осуждает «свет», любит спорить («нет, нынче свет уж не таков»).
ревнив, бывшую возлюбленную софию ревнует буквально ко всем. сначала к скалозубу, затем к молчалину («кто этот скалозуб? отец им сильно бредит, а может быть, не только что отец…»; после падения молчалина с лошади и обморока софии: «смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга! так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга»; «дождусь ее и вынужу признанье: кто наконец ей мил? молчалин? скалозуб? »).
бывает нагловат, груб, резок, зол (софия чацкому: «веселость ваше не скромна…»; «да! грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна…»; «примеры мне не новы; заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»).
любитель женского пола (чацкий молчалину «я езжу к женщинам, но только не за этим»).
репетилов про чацкого: «он не глуп, сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы, и дельный разговор зашел про водевиль. да! водевиль есть вещь, а прочее все гниль. мы с ним… у нас… дни и те же вкусы».
обидчив и своенравен («вон из москвы! сюда я больше не ездок. бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувство уголок! карету мне, карету! »
«мильон терзаний» чацкого состоит в множестве вопросов, которые он ставит перед собой и не может найти ответ:
-почему софья прямо не сказала, что прошлое забыто, что она полюбила другого?
-чем лучше меня новый возлюбленный софьи?
-неужели он умнее меня?
-куда, наконец, смотри софьин отец, почему не подскажет дочери?
-почему несмотря на привнесение во все иностранного, москва не меняется, продолжает жить по старым ?
-почему по – прежнему процветает взятничество, невежество, угодничество низкопоклонство и шутовство?
на эти и многие другие вопросы он никогда не найдет ответ, потому что все московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. в этой - всё могущество москвы.
несмотря на то, что чацкий чрезвычайно умен и крайне искренен в обличении лжи и всего того, что отжило, он скорее побежденный, чем победитель. это борьба его истомила. он сломлен толпой, количеством старой силы. он вынужден от безысходности уехать из москвы обиженным и оскорбленным.