Да, говорить и слышать я не могу, от рождения глухонемой, но думать, слушать, соображать и чувствовать очень хорошо умею. Эх, и за какие грехи перевели меня в услужение к старой барыне в город из деревни? Видно, потому, что я ото всех наших обликом отличался: двенадцати вершков роста, сложен богатырем, самый лучший тягловой, работаю за четверых, да еще и говорить не умею. Вот, без дела теперь сохну здесь в усадьбе старой и скупой барыни, доживающей свой век в одиночестве, только дворня у нее в окружении, потому что она вдова, а сыновья ее служат в Петербурге, дочери вышли замуж… Привезли меня в Москву, как бесправную скотину, как быка, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Купили мне сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили дворником. Долго я привыкал, никак не мог понять, зачем я здесь, даже часто останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.
То ли дело раньше: я был на воле как дерево, как дуб, исполинский, молчаливый и могучий. Бывало, выйдешь из своей родной маленькой избушки с братьями в поле, и дело спорится, и пашешь, налегая огромными ладонями на соху. Братья смеялись, потому что им казалось, что я один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы моих плеч. А мое постоянное безмолвие придавало торжественную важность работе. Хороший я мужик, а коли язык бы ворочался, глядишь, и жена бы была у меня. А теперь двор мету да стерегу. Смешная работа! Ну что это против работы на земле?! Двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. Недавно двух воров поймал, да так лбами их свел, что они, что на глаза мне попались! Все в округе обходят теперь двор стороной с недоброй мыслью. Я порядок люблю! Вон, гуси, какие важные ходят, все порядком у них, а кто сунется к ним – мало не покажется – защиплют до смерти! И я теперь как гусак по двору хожу порядки навожу! Я усердно исполняю свою обязанность: на дворе у меня никогда ни щепок не валяется, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под мое начальство разбитая кляча-водовозка, я только двину плечом — и не только телегу, самое лошадь спихну с места; дрова ли я примусь колоть, топор так и звенит у меня, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья. С дворней я сошелся, но кажусь из-за молчания своего им угрюмым, поэтому мы коротки со всеми, я их за своих считаю. И каморку под кухней мне дали, сделал я там все сам, как захотел, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; под кроватью - дюжий сундук; в уголке столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что я сам иногда уроню его и дивлюсь прочности его. Каморка моя запирается на замок, ключ всегда ношу с собой. Я не люблю, чтобы ко мне ходили.
Трудно сразу определить, О ЧЕМ нам хотел рассказать Константин Георгиевич Паустовский, что донести до наших умов и сердец.
Сюжет рассказа "Драгоценная пыль" незатейлив.
Переболевший мексиканской лихорадкой солдат Жан Эрнест Шамет отправлен на родину. Полковой командир, опасаясь военных действий, поручил Шамету отвезти во Францию свою 8-летнюю дочь Сюзанну. Девочка росла без матери, она молчала и не улыбалась.
Путешествие через океан было долгим. Стараясь развеселить Сюзанну, Жан вспоминал разные истории своей жизни. И они очень заинтересовали девочку. Особенно ей в душу запал его рассказ о золотой розе, которую влюбленные юноши дарят своим девушкам на счастье.
Жан передал Сюзанну жившей в Руане тетке полковника, а сам поселился в Париже и много лет жил там в нищете на окраине, убирая по ночам мусор от разных ремесленных мастерских. Время от времени он вспоминал о девочке, но так и не выбрался навестить ее.
Однажды на рассвете на мосту он встретил молодую женщину. Предостерегая ее от опрометчивого поступка, Шамет промолвил, что вода в Сене холодная. Женщина обернулась, и они узнали друг друга. Это была Сюзанна, которой изменил любовник. Жан приютил девушку у себя и затем помирил с возлюбленным, хотя и не считал, что она будет счастлива с этим молодым актером. А девушка так хотела, чтобы кто-то подарил ей волшебную золотую розу!
Жан сам полюбил девушку, но понимал, что и он не сможет принести любимой счастье. Но у него созрел план. Теперь, убираясь в ювелирных мастерских, он стал отдельно собирать оттуда пыль, содержащую немного золотого порошка, в затем провеивал ее, отбирая с лотка драгоценные крупинки.
За годы набралось все же достаточно золотого порошка для изготовления маленькой розы и оплаты ювелиру, но Жан боялся решающей встречи и объяснения с девушкой. Когда же он все же решился и получил заветную розу от ювелира, то узнал, что Сюзанна год назад навсегда уехала в Америку, но ее адрес никто не смог сообщить.
Жан не смог перенести краха своих затаенных надежд и мысли, что опоздал отдать Сюзанне розу счастья. Он слег, почувствовав боль в сердце и потеряв интерес ко всему. Сделавший розу ювелир следил за Шаметом, ожидая его кончины. А после смерти мусорщика забрал у него из-под подушки золотую розу.
Розу потом, услышав историю Жана Шамета, купил, не скупясь, писатель, рассказавший в своей книге эту историю и сравнивший усилия мусорщика по сбору золота из пыли с трудом писателя. Золотая роза - это творчество, которое должно принести счастье всему человечеству.
Этот рассказ - о жизни, человеческих судьбах, любви и деятельном желании принести счастье, о богатстве, скрытом в душе каждого человека. Он запоминается и наводит на долгие размышления.
Да, говорить и слышать я не могу, от рождения глухонемой, но думать, слушать, соображать и чувствовать очень хорошо умею. Эх, и за какие грехи перевели меня в услужение к старой барыне в город из деревни? Видно, потому, что я ото всех наших обликом отличался: двенадцати вершков роста, сложен богатырем, самый лучший тягловой, работаю за четверых, да еще и говорить не умею. Вот, без дела теперь сохну здесь в усадьбе старой и скупой барыни, доживающей свой век в одиночестве, только дворня у нее в окружении, потому что она вдова, а сыновья ее служат в Петербурге, дочери вышли замуж… Привезли меня в Москву, как бесправную скотину, как быка, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Купили мне сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили дворником. Долго я привыкал, никак не мог понять, зачем я здесь, даже часто останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.
То ли дело раньше: я был на воле как дерево, как дуб, исполинский, молчаливый и могучий. Бывало, выйдешь из своей родной маленькой избушки с братьями в поле, и дело спорится, и пашешь, налегая огромными ладонями на соху. Братья смеялись, потому что им казалось, что я один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы моих плеч. А мое постоянное безмолвие придавало торжественную важность работе. Хороший я мужик, а коли язык бы ворочался, глядишь, и жена бы была у меня. А теперь двор мету да стерегу. Смешная работа! Ну что это против работы на земле?! Двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. Недавно двух воров поймал, да так лбами их свел, что они, что на глаза мне попались! Все в округе обходят теперь двор стороной с недоброй мыслью. Я порядок люблю! Вон, гуси, какие важные ходят, все порядком у них, а кто сунется к ним – мало не покажется – защиплют до смерти! И я теперь как гусак по двору хожу порядки навожу! Я усердно исполняю свою обязанность: на дворе у меня никогда ни щепок не валяется, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под мое начальство разбитая кляча-водовозка, я только двину плечом — и не только телегу, самое лошадь спихну с места; дрова ли я примусь колоть, топор так и звенит у меня, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья. С дворней я сошелся, но кажусь из-за молчания своего им угрюмым, поэтому мы коротки со всеми, я их за своих считаю. И каморку под кухней мне дали, сделал я там все сам, как захотел, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; под кроватью - дюжий сундук; в уголке столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что я сам иногда уроню его и дивлюсь прочности его. Каморка моя запирается на замок, ключ всегда ношу с собой. Я не люблю, чтобы ко мне ходили.
Відповідь:
Трудно сразу определить, О ЧЕМ нам хотел рассказать Константин Георгиевич Паустовский, что донести до наших умов и сердец.
Сюжет рассказа "Драгоценная пыль" незатейлив.
Переболевший мексиканской лихорадкой солдат Жан Эрнест Шамет отправлен на родину. Полковой командир, опасаясь военных действий, поручил Шамету отвезти во Францию свою 8-летнюю дочь Сюзанну. Девочка росла без матери, она молчала и не улыбалась.
Путешествие через океан было долгим. Стараясь развеселить Сюзанну, Жан вспоминал разные истории своей жизни. И они очень заинтересовали девочку. Особенно ей в душу запал его рассказ о золотой розе, которую влюбленные юноши дарят своим девушкам на счастье.
Жан передал Сюзанну жившей в Руане тетке полковника, а сам поселился в Париже и много лет жил там в нищете на окраине, убирая по ночам мусор от разных ремесленных мастерских. Время от времени он вспоминал о девочке, но так и не выбрался навестить ее.
Однажды на рассвете на мосту он встретил молодую женщину. Предостерегая ее от опрометчивого поступка, Шамет промолвил, что вода в Сене холодная. Женщина обернулась, и они узнали друг друга. Это была Сюзанна, которой изменил любовник. Жан приютил девушку у себя и затем помирил с возлюбленным, хотя и не считал, что она будет счастлива с этим молодым актером. А девушка так хотела, чтобы кто-то подарил ей волшебную золотую розу!
Жан сам полюбил девушку, но понимал, что и он не сможет принести любимой счастье. Но у него созрел план. Теперь, убираясь в ювелирных мастерских, он стал отдельно собирать оттуда пыль, содержащую немного золотого порошка, в затем провеивал ее, отбирая с лотка драгоценные крупинки.
За годы набралось все же достаточно золотого порошка для изготовления маленькой розы и оплаты ювелиру, но Жан боялся решающей встречи и объяснения с девушкой. Когда же он все же решился и получил заветную розу от ювелира, то узнал, что Сюзанна год назад навсегда уехала в Америку, но ее адрес никто не смог сообщить.
Жан не смог перенести краха своих затаенных надежд и мысли, что опоздал отдать Сюзанне розу счастья. Он слег, почувствовав боль в сердце и потеряв интерес ко всему. Сделавший розу ювелир следил за Шаметом, ожидая его кончины. А после смерти мусорщика забрал у него из-под подушки золотую розу.
Розу потом, услышав историю Жана Шамета, купил, не скупясь, писатель, рассказавший в своей книге эту историю и сравнивший усилия мусорщика по сбору золота из пыли с трудом писателя. Золотая роза - это творчество, которое должно принести счастье всему человечеству.
Этот рассказ - о жизни, человеческих судьбах, любви и деятельном желании принести счастье, о богатстве, скрытом в душе каждого человека. Он запоминается и наводит на долгие размышления.
Пояснення: