Гаев и раневская, чье время безвозвратно уходит, чей мир рушится, когда все для них“враздробь пошло”, не пытаются бороться за свое имение, спасти себя от разорения и обнищания, наконец, противостоять буржуазии, которая господствует в обществе и получила власть деньгам. герои эти стараются уйти от решения проблем, надеются, что все решится как-то само собой, легкомысленно воспринимают свое положение. так, раневская, когда лопахин пытается объяснить ей, как сохранить имение и спасти вишневый сад, говорит, что “с ним (лопахиным) все-таки веселее”, а гаев не предпринимает никаких решительных действий, а лишь"обещает “придумать что-нибудь”. в произведении вообще отсутствуют какие-либо конфликты, борения идей, мнений, столкновения характеров, что делает пьесу максимально приближенной к повседневной жизни, “где люди не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви, говорят умные вещи”, где не бывает слишком острых конфликтов и трагедий.. раневская и гаев — неплохие, добродушные люди. но они уже отжили свой век, это ощущается в их поведении, в речи. они сентиментальны, но не энергичны, не способны действовать, не могут разумно решать свои дела, , никому не нужны, они лишние в жизни, «не успели вовремя умереть» , по замечанию горького. чехов все время показывает несоответствие между их словами и делами. и раневская, и гаев проливают слезы, жалея о вишневом саде, где прошло их детство, они не представляют себе жизни без него. но г вот имение продано, и бывшие хозяева уезжают, быстро примирившись с его утратой. оказывается, никакой трагедии не произошло. очевидно, не так уж много значил сад для раневской и гаева . они не способны на сильные переживания. еще до продажи усадьбы гаев клянется сделать все, чтобы сохранить вишневый сад. но он не желает даже пошевелить пальцем для этого, не может, да и не хочет найти способ спасти имение . он надеется то на наследство ярославской тетушки, то на богатство несуществующего жениха ани. милые, безобидные полу-дети, раневская и гаев, ведут паразитический образ жизни. чехов раскрывает страшное противоречие между кажущимся и истиной. из-за небрежности господ старый фирс остается в доме. рассеянность дворян оборачивается жестокостью, в этом — крепостническая бесчеловечность барства.
Потому что всю жизнь все что он делал, это лежал на обломова играет в романе важную композиционную роль. начиная со ii главы гончаров приводит в квартиру обломова визитеров. волков, самовлюбленный щёголь, которому надо попасть «в десять мест». «в десять мест в один день — несчастный! — думал обломов.— и это где же тут человек? на что он раздробляется и рассыпается? » и радуется обломов, «перевертываясь на спину, что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». следующий визитер — судьбинский, бывший сослуживец обломова, сделавший карьеру. «увяз, любезный друг, по уши а выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов а как мало тут человеку-то нужно: ума его, воли, » далее приходит пенкин. вывод обломова после ухода пенкина: «да писать-то все, тратить мысль, душу на торговать умом и не знать когда же остановиться и отдохнуть? несчастный! » приходит человек без свойств, даже фамилии его никто точно не знает: то ли иванов, то ли васильев, то ли алексеев, который тоже суетится, все куда-то зовет обломова. наконец является земляк ильи ильича — тарантьев, личность не менее суетная, чем другие. он мастер говорить, шума производит много, но на дело его не хватает. «сон обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем штольца: не было у ильи ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. таким образом, сон обломова является как бы фокусом романа.