Поразмышляйте на тему «Чичиков: кто он?». Используйте следующие высказывания. 1. «Он несомненно принадлежит к семейству небокоптителей, потому что в его существовании тоже нет решительно никакого смысла» (В. Ф. Переверзев).
2. «Глупостью было торговать мёртвые души у старухи, которая боялась привидений, непростительным безрассудством — предлагать сомнительную сделку хвастуну и хаму Ноздрёву» (В. В. На- боков).
3. «Заурядность, серость Чичикова, этого "господина средней руки". постоянно подчёркивается автором. Ограниченность — главная черта Чичикова. И судьбу свою строит он из скучных кирпичиков — бережливости, терпения, усердия. Мечты его приземлены и ничтожны.. Чичиков слишком мелок для России» (П. Л. Вайль, А. А. Генис).
4. «Но как раз трудностью и сложностью Чичикова предопределено не только его центральное место в первом томе поэмы, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах.. Ведь, имея за спиной , он мог иметь и будущее. Развиваясь во времени, он претерпевать изменения. Да и сосредоточенность Чичикова на одной "идее", определённость страсти облегчили бы исправление» (Ю. В. Ман).
5. «Чичиков по-настоящему сильная личность, что особенно ярко раскрывается в заключительной главе "Мёртвых душ"» (В. В. Кожинов).
Летом юный Пушкин гостил в деревне у бабушки, которая пожелала, чтобы в воспитании Пушкина участвовала няня, ставшая любимой сказочницей и источником вдохновения поэта, Арина Родионовна. Детство Пушкина проходило среди французских гувернеров, которые его рано научили читать и писать стихи по-французски.
Учеба в Лицее
Двенадцатилетнего юношу Александра родители отвезли для учебы в Лицей в Царском селе. Лицей открылся 19.10. 1811, и первоначально был предназначен для воспитания государственной и интеллектуальной элиты общества – в том числе, великих князей. Воспитанники предназначались для будущей государственной службы, программа Лицея приравнивалась к ВУЗу и была разносторонней, но, возможно, не предполагала глубокое изучение предметов. Учащихся было немного, около 30, многие профессора молоды и имели прогрессивные взгляды, в Лицее царил дух уважения и товарищества. В Лицее выпускались рукописные журналы, многие воспитанники увлекались литературным творчеством. Юность Пушкина связана с ранними литературными успехами, в том числе знаменитым выступлением в присутствии прославленного Гавриила Державина. На дальнейшее развитие поэтического творчества повлияло творчество Батюшкова, Жуковского, Фонвизина, Радищева.
Дух лицейской дружбы, воспоминания о профессорах и контакты с лицеистами через всю дальнейшую жизнь Александра. Трое друзей поэта непосредственно участвовали в восстании декабристов. Отметим, что немного позже лицейское образование получил Михаил Глинка, будущий автор первой русской классической оперы.
Закончив Лицей, Пушкин поступает на службу в чине коллежского секретаря в Коллегию иностранных дел. Он общается с поэтами из литературных сообществ «Арзамас», а также «Зеленая лампа». Пушкин был завзятым театралом, посещал модные рестораны, участвовал в дуэлях, к счастью, не имевших трагических последствий. В его стихотворениях этого периода чувствуется юношеский темперамент, порой юмор, а также гражданский пафос. В 1821 году создается поэма «Кавказский пленник», в 1822 — «Руслан и Людмила», а также возникает замысел «Евгения Онегина».
Очень яркой представительницей класса помещиков является г-жа Простакова. В доме управляет именно она, все находится под ее жесткой и грубой властью. Даже муж Простаковой, из-за ее деспотизма, превратился в безвольного и слабохарактерного человека. С собственной женой он говорит, «запинаясь от робости», боясь высказать свое мнение, во всем соглашаясь с ней.
Сама будучи малограмотной и необразованной женщиной, Простакова старается оградить от серьезного обучения и сына, предлагая ему «поучиться только для виду, чтоб дошло до чужих ушей…». Ее сердцу очень мило, «что сын Митрофанушка вперед шагать не любит…».
А как рассуждает госпожа Простакова на уроке учителя Цыфиркина? В связи с придуманной им задачей про находку денег героиня предлагает сыну: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми. Не учись этой дурацкой науке». А когда учитель составил задачу о прибавке ему жалованья, хозяйка дома возмутилась: «Гроша не прибавлю…». И говорит в заключение своему ленивому Митрофанушке: «Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все вижу, пустота».
Никакой пользы от наук и обучения Простакова не видит. Например, зачем учить географию, когда есть извозчики, которые отвезут куда нужно? Она уверенно заявляет: «Это и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь…»
Эта помещица уверена, что она обладает полной властью над «своими людьми» - слугами, крестьянами. В ответ на слова Правдина, «что тиранствовать никто не волен», Простакова возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
Правдин очень точно характеризует эту героиню: «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Достойный финал деспотичной власти Простаковой видим мы в конце комедии. Героиня лишилась всего – дома, деревни, сына. Она произносит в отчаянии: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Своей комедией Д.И. Фонвизин утверждает - жестокой власти и самодурству в России приходит печальный конец.