Портрет пугачёва,
динамика портрета
мир вещей, характеризующий пугачёва
поступки, отражающие противоречивую сущность пугачёв положительные
отрицательные
черты личности
пугачёва, противоречивость его характера
речь пугачёва фольклорные элементы
оценка пугачёва
другими персонажами
авторское отношение к пугачёву
кратенько
В "Сказке об одном зернышке" Черноголовиной внуки вместе с бабушкой слушают на магнитофоне сказку ее покойного мужа, которую читает сын бабушки.
Краткое содержание сказки:
Три брата шли по дороге и старший нашел мешок золота, средний саблю, а младший зернышко. Старший сказал, что семь городов купит, средний похвастал, что семь городов завоюет, а младшему зернышко посоветовало сказать, что семь городов прокормит.
Посадил младший брат зернышко, выросло оно колосом в сорок зерен. Так и садил младший брат зерно, и дети его садили и внуки и семь городов прокормили. А вернулись старшие братья, старший - горбатым, потому что золото к спине приросло, средний - хромым. потому что и у других сабли были. Прокормил и их младший брат.
Главные герои сказки - три брата.
Главная мысль сказки - для счастья нужно не богатство или война, а минный спокойный труд.
Сказка учит ценить самые простые вещи и другим людям.
Жанровое своеобразие сказки: сказка рассказывается как народная, но входит в сюжет обычного рассказа.
Объяснение:
Тема урока: «Дорогою добра» (Рассказ К.Д. Воробьева «Настя»)
Задачи урока:
Познакомиться с биографией писателя, с его рассказом.
Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание не оставаться равнодушными.
Продолжить работу над развитием творческих учащихся.
Форма: урок-размышление.
Дидактическое оборудование: портрет писателя, аудиозапись, книги писателя, видеофрагмент.
Ход урока:
Просмотр видеофрагмента «Курский край».
- Ребята, узнаете эти места? Это все наш Курский край, богатый лесами, полями, полезными ископаемыми, но самое главное богатство – это люди, которые прославили нашу малую родину далеко за её пределами. Один из таких людей – наш земляк, известный писатель, творчество которого необычно, уникально и особенно ценно для нас, потому что его книги о наших людях, о нашей курской земле.
- Рассмотрите внимательно выставку книг и скажите, о творчестве какого писателя-земляка пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Краткое сообщение заранее подготовленного ученика о биографии писателя.
- Посмотрите на тему урока, прочитайте внимательно эпиграф, прокомментируйте его.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живёшь на земле.
Н. Водневский
- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Чему будем учиться?
- Вы правы. Мы будем учиться на примере героев рассказа К.Д.Воробьева «Настя» исследовать природу человеческой души, истоки добра и зла в человеке.
В ходе нашего исследования мы будем заполнять таблицу, которая наглядно нам увидеть истоки добра и зла в людях.
Дома вы прочитали это небольшое произведение.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?
- Почему рассказ называется «Настя»?
- О чём этот рассказ? Давайте вспомним незатейливый сюжет этого рассказа. (Краткий пересказ)
- С чего начинается рассказ?
- Какие чувства испытывает рассказчик к людям? Почему?
- Когда меняется его настроение? (С момента появления Насти)
- Найдите и зачитайте описание Насти.
- На какие детали портрета обращает внимание автор? (Голос, глаза, речь)
- Обратите внимание на речь Насти.
Е.И. Носов писал о К.Д. Воробьеве: «И было удивительным, откуда писателю, далекому от наших мест, живущему где-то в Прибалтике, доподлинно известны те редкие и уже забытые речения, которыми пользовалась еще моя бабушка. Я ведь еще не знал, что и сам он был здешним, нашенским, курским…»
Константин Дмитриевич писал свои произведения далеко от своей малой родины, но они все сочились любовью к породившей его земле.
В рассказе «Настя» множество диалектов и просторечных слов. Вспомните, что это такое и найдите примеры таких слов в речи Насти.
- Как меняется отношение рассказчика к водителю автобуса? Каким он теперь представляется ему? Почему? Какие общие черты подчеркивает автор при создании образа девочки и её отца?
- Какие слова заставляют нас испытывать к Насте и ее отцу добрые, нежные чувства?
- Внесите результат нашего исследования в таблицу.
- Найдите в тексе и зачитайте описание Королева. Каково ваше отношение к нему? Какие возникают чувства? Какая лексика автору в создании этого яркого негативного образа?
- Что особенно взволновало вас в поведении Королева, может быть, вызвало в вашей душе протест?
- А как относится ко всему живому Настя? Найдите эти фрагменты в тексте и зачитайте их.
- Настя в рассказе только однажды совершает нехороший поступок. Какой? Как вы думаете, почему она так поступила? Осуждаете ли вы ее?
- В какую колонку таблицы вы бы поместили Королева? Запишите свои выводы.
Итак, в нашей таблице слева в колонке под названием «Добро» оказались два персонажа: Настя и ее отец. В колонке справа под названием «Зло» – один персонаж – Королев.
- Кто еще является героем рассказа?
- Куда мы отнесем рассказчика? Почему? Докажите, что он носитель доброго в рассказе. Свои наблюдения внесите в таблицу.
Предлагаю вам отдохнуть и прослушать аудиозапись песни «Дорогою добра».
- Каково изображение природы в рассказе?
- Какую роль играют пейзажные зарисовки, описания живых существ? Какие чувства они пробуждают в людях, в нас с вами?
- Редким даром «открывать и показывать» сокровища природы и красоту человеческой души обладал К.Д. Воробьев.
- Так о чем же этот рассказ? (Этот рассказ о красоте природы родного края, о людях, в чьих душах живет доброта, ко всему, что нас окружает).
- Какова его основная мысль? Что хотел сказать своим читателям автор? (Любите людей, любите природу, живите в гармонии с ней и с самим собой)
- Так в чем же истоки добра в человеке? (Люди не рождаются злыми. Все дети добры, непосредственны, тонко чувствуют природу, окружающий мир. Их души проникнуты добром и состраданием к всему живому. Истоки добра в самом человеке, в его отношении к жизни, к людям, к природе).
Из предложенных вам пословиц о добре и зле выберите наиболее подходящую к проблеме, которую мы сегодня обсуждали и вклейте в свою таблицу. (Работа в парах).