Рассказ «Предстояла кража» (1902) является ярким выражением андреевского стиля и духа. Человек, который собирается совершить крупную кражу, а быть может, убийство, останавливается на пути «к этому» и согревает замерзающего щенка...
Уже с экспозиции, с описания обстановки дома, улицы проявляется контрастная выразительность. В рассказе только два цвета: чёрный и белый. Чёрные предметы резко выделяются на белом фоне, и наоборот. Это противопоставление отражает борьбу света и мрака в душе главного героя.
Герой рассказа безымянен. Автор не говорит о его возрасте. Известно, что он вор, грабитель... Однако «его пугает мышь», «пугает собака», «его страшит весь старый и прогнивший дом» и т. д. Писатель объясняет причины страха человека: «Когда человек один и бездействует, то всё пугает его и злорадно смеётся над ним тёмным и глухим смехом». Особенность художественной манеры Андреева отметил М. Волошин: «...Леониду Андрееву доступны только высшие ноты напряжения звука. Этот хриплый и прерывающийся крик надрывает сердце своим отчаянием. В этом, а не в искусстве письма, тайна того впечатления, которое производит Андреев». Критики заметили, что если писатель говорит о молчании, то «гробовом», если описывает крик, то до «хрипоты», если хохот, то до «слёз», до «истерики». Именно эту тональность соблюдает автор в рассказе «Предстояла кража» от первой до последней фразы.
Характерен в этом смысле и главный персонаж. Насыщенность характера делает более выразительным неожиданный поворот в сюжетном развитии, когда вдруг в душе такого человека вспыхивает добрая искра. Может быть, у людей нет привычки к злодейству, если даже у «такого» не утерян «рефлекс на свет»? Но почему вдруг «диким хохотом разразились... дома, заборы и сады»? Андреев максимально обостряет конфликт, но не решает проблему. Следует типичный для писателя финал. Окончательного ответа на больной вопрос о сущности человека он не даёт. Найденное решение совершенно не означает, что таким же будет развитие событий в следующий раз.
Кроме преступника и щенка, в рассказе есть ещё один персонаж, который присутствует незримо — мистический повелитель судеб и событий. Совокупностью деталей, интонацией повествования Андреев создаёт атмосферу его присутствия за спиной героя, где бы тот ни находился.
Общечеловеческие темы любви и привязанности никогда не оставляли людей равнодушными. Озвучена данная тема и в “Станционном смотрителе” А. С Пушкина. С одной стороны кажется, что это рассказ об обыкновенной жизни Самсона Вырина, которая была бессердечно разрушена, а с другой – о сложной судьбе его дочери Дуни. Но, если произошедшее с Самсоном можно именовать трагедией, то в нынешнем времени жизнь Дуни можно назвать драмой с очень большой натяжкой.
Безусловно, смирение принижает человека, выжигает его гордость, зависимость от других, делает из него добровольную жертву, покорного раба. В этом и есть вся трагедия жизни, а точнее, существования Самсона Вырина. Он олицетворяет всех смотрителей, которые по сути своей люди очень мирные, услужливые и скромные. Именно поэтому, когда в Санкт-Петербурге друг посоветовал ему на гусара Минского, который, соблазнив его дочь, обрек самого Вырина на одиночество, смотритель махнул рукой на эту затею и решил отказаться.
Отказаться от чего? От своего законного права наказать гусара, укравшего его родную дочь. И здесь в его душе заговорил тот же смиренный, покорный человек. “Она не первая и не последняя, кого сманил этот повеса” – так думает Самсон. Он отступается от своей дочки, единственного своего счастья, единственного человека, который был по-настоящему близок ему. Возможно, ослепленный своей любовью, смотритель не замечал, что его дочь уже давно представляла себя не на позабытой всеми захолустной станции, а в ином месте. Там, где она могла бы раскрыться совсем по-другому. Так и будет, когда Вырин увидит ее через пару лет – в роскошной одежде и яркую, словно прекрасный ангел.
Безусловно, поведение Дуни нельзя оценить однозначно. Но то, как она поступила с отцом, позволяет судить о ней, как о человеке, который не дорожит своими корнями и своей родиной. Остается за рамками повествования, обманывал ли Минский смотрителя, когда говорил, что Дуня совершенно отвыкла от своей прежней жизни с отцом. Мальчик, провожавший рассказчика на могилу Самсона, говорил, что Дуня приехала на карете, запряженной скакунами, с тремя маленькими детьми и с кормилицей, подала ему серебряный пятак.
Судьба дочки смотрителя, по-видимому, сложилась вполне счастливо. От этого еще более сложно простить ей забытого, старого отца, спившегося на закате жизни. В чем состоят обязанности родителей перед детьми и детей перед своими родителями? Вопросы, ответы на которые пробовал дать Пушкин, в мировой литературе назовут “вечными”, ведь то, что произошло в самом начале XIX века и описано в этой повести, является актуальным и в наше сложное время.
Рассказ «Предстояла кража» (1902) является ярким выражением андреевского стиля и духа. Человек, который собирается совершить крупную кражу, а быть может, убийство, останавливается на пути «к этому» и согревает замерзающего щенка...
Уже с экспозиции, с описания обстановки дома, улицы проявляется контрастная выразительность. В рассказе только два цвета: чёрный и белый. Чёрные предметы резко выделяются на белом фоне, и наоборот. Это противопоставление отражает борьбу света и мрака в душе главного героя.
Герой рассказа безымянен. Автор не говорит о его возрасте. Известно, что он вор, грабитель... Однако «его пугает мышь», «пугает собака», «его страшит весь старый и прогнивший дом» и т. д. Писатель объясняет причины страха человека: «Когда человек один и бездействует, то всё пугает его и злорадно смеётся над ним тёмным и глухим смехом». Особенность художественной манеры Андреева отметил М. Волошин: «...Леониду Андрееву доступны только высшие ноты напряжения звука. Этот хриплый и прерывающийся крик надрывает сердце своим отчаянием. В этом, а не в искусстве письма, тайна того впечатления, которое производит Андреев». Критики заметили, что если писатель говорит о молчании, то «гробовом», если описывает крик, то до «хрипоты», если хохот, то до «слёз», до «истерики». Именно эту тональность соблюдает автор в рассказе «Предстояла кража» от первой до последней фразы.
Характерен в этом смысле и главный персонаж. Насыщенность характера делает более выразительным неожиданный поворот в сюжетном развитии, когда вдруг в душе такого человека вспыхивает добрая искра. Может быть, у людей нет привычки к злодейству, если даже у «такого» не утерян «рефлекс на свет»? Но почему вдруг «диким хохотом разразились... дома, заборы и сады»? Андреев максимально обостряет конфликт, но не решает проблему. Следует типичный для писателя финал. Окончательного ответа на больной вопрос о сущности человека он не даёт. Найденное решение совершенно не означает, что таким же будет развитие событий в следующий раз.
Кроме преступника и щенка, в рассказе есть ещё один персонаж, который присутствует незримо — мистический повелитель судеб и событий. Совокупностью деталей, интонацией повествования Андреев создаёт атмосферу его присутствия за спиной героя, где бы тот ни находился.
Общечеловеческие темы любви и привязанности никогда не оставляли людей равнодушными. Озвучена данная тема и в “Станционном смотрителе” А. С Пушкина. С одной стороны кажется, что это рассказ об обыкновенной жизни Самсона Вырина, которая была бессердечно разрушена, а с другой – о сложной судьбе его дочери Дуни. Но, если произошедшее с Самсоном можно именовать трагедией, то в нынешнем времени жизнь Дуни можно назвать драмой с очень большой натяжкой.
Безусловно, смирение принижает человека, выжигает его гордость, зависимость от других, делает из него добровольную жертву, покорного раба. В этом и есть вся трагедия жизни, а точнее, существования Самсона Вырина. Он олицетворяет всех смотрителей, которые по сути своей люди очень мирные, услужливые и скромные. Именно поэтому, когда в Санкт-Петербурге друг посоветовал ему на гусара Минского, который, соблазнив его дочь, обрек самого Вырина на одиночество, смотритель махнул рукой на эту затею и решил отказаться.
Отказаться от чего? От своего законного права наказать гусара, укравшего его родную дочь. И здесь в его душе заговорил тот же смиренный, покорный человек. “Она не первая и не последняя, кого сманил этот повеса” – так думает Самсон. Он отступается от своей дочки, единственного своего счастья, единственного человека, который был по-настоящему близок ему. Возможно, ослепленный своей любовью, смотритель не замечал, что его дочь уже давно представляла себя не на позабытой всеми захолустной станции, а в ином месте. Там, где она могла бы раскрыться совсем по-другому. Так и будет, когда Вырин увидит ее через пару лет – в роскошной одежде и яркую, словно прекрасный ангел.
Безусловно, поведение Дуни нельзя оценить однозначно. Но то, как она поступила с отцом, позволяет судить о ней, как о человеке, который не дорожит своими корнями и своей родиной. Остается за рамками повествования, обманывал ли Минский смотрителя, когда говорил, что Дуня совершенно отвыкла от своей прежней жизни с отцом. Мальчик, провожавший рассказчика на могилу Самсона, говорил, что Дуня приехала на карете, запряженной скакунами, с тремя маленькими детьми и с кормилицей, подала ему серебряный пятак.
Судьба дочки смотрителя, по-видимому, сложилась вполне счастливо. От этого еще более сложно простить ей забытого, старого отца, спившегося на закате жизни. В чем состоят обязанности родителей перед детьми и детей перед своими родителями? Вопросы, ответы на которые пробовал дать Пушкин, в мировой литературе назовут “вечными”, ведь то, что произошло в самом начале XIX века и описано в этой повести, является актуальным и в наше сложное время.