Иван иванович дмитриев написал около 40 басен, причем за один год (1803-1804 г. г. ) басне «муха» свыше двухсот лет. басня начинается повествованием о мухе, сидящей на рогах у быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой. по пути домой мухе встречается сестра, и на ее вопрос «откуда ты? » высокомерно заявляет: «откуда? — мы пахали» . автор не уточняет, где была муха во время пахоты. то ли она ютилась на рогах быка, пока он пахал, то ли ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. но она не преминула гордо сообщить сестре о «своей» причастности к делу. басня похожа на сценку, маленький спектакль, который построен на диалоге двух мух. молчит только третий герой – бык, ведь трудился он, и у него не осталось сил для болтовни. в конце басни– мораль (заключительный вывод) : «от басни завсегда нечаянно дойдешь до были. случалось ли подчас вам слышать, господа: «мы сбили! мы решили! » к сожалению, в жизни можно столкнуться с ситуацией, когда один делает, а другой хочет «разделить» заслуги. в басне дмитриева прослеживается противо¬поставление труда и безделья, скромного труженика и хвастливого бездельника. такое противопоставление называется антитезой. басня дмитриева «муха» популярна не только в россии, она даже переведена на язык ( авторы переводов ганс бауманн, уве грюнинг) .
поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному периоду. в эпоху революционного перелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народного восстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь от цепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторож признается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться в своих замыслах, но автором нарисована объективная необходимость появления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
в другом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопуша три дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева и присоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii, но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженная пугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качеством мятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
в последнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождь не верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. – «кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «в страшной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию в азию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человеке неукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэме есенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами, эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.
поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному периоду. в эпоху революционного перелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народного восстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь от цепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторож признается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться в своих замыслах, но автором нарисована объективная необходимость появления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
в другом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопуша три дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева и присоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii, но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженная пугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качеством мятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
в последнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождь не верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. – «кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «в страшной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию в азию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человеке неукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэме есенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами, эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.