Повесть Н.В. Гоголя Сед Элементы сравнения Народная сказка Необычные события Приключения героя Чудесный Добрые герои Злые герои Основная мысль Концовка
Катюша слова михаила исаковского музыка матвея блантера расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой. выходила на берег катюша, на высокий берег, на крутой. выходила, песню заводила про степного сизого орла, про того, которого любила, про того, чьи письма берегла. ой ты, песня, песенка девичья, ты лети за ясным солнцем вслед и бойцу на дальнем пограничье от катюши передай . пусть он вспомнит девушку простую, пусть услышит, как она поет, пусть он землю бережет родную, а любовь катюша сбережет. расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой. выходила на берег катюша, на высокий берег на крутой. 1938 советские песни (1917-1977). сост. н. крюков и я. шведов. м., «худож. лит.», 1977. сиреневый туман: песенник: любимые песни и романсы для голоса и гитары. - спб.: композитор, 2006. песня была предназначена для дебютного концерта госджаза п/у виктора кнушевицкого и матвея блантера 21 ноября 1938 года в колонном зале дома союзов. там ее исполнила валентина батищева (джазовая певица, в 1930-е годы она выступала с джаз-оркестрами в фойе кинотеатров и на эстраде крупнейшего тогда столичного ресторана "москва"). песня трижды вызывалась на "бис". но первое исполнение произошло еще раньше, случайно: на последней репетиции госджаза присутствовала исполнительница народных песен лидия русланова. она не удержалась, и через несколько часов спела песню по памяти на концерте в том же самом колонном зале: "- как же так? - спросили лидию андреевну музыканты. - ведь у вас не было даже нот? ! - а зачем ноты? я запомнила песню мгновенно! - ответила певица. - но ведь вы поете песни, а это фокстрот, - продолжали недоумевать музыканты. - это прекрасная песня, - сказала лидия андреевна. - и простите меня, она так понравилась мне, что я не могла удержаться и не спеть ее - песня требовала немедленного выхода! " (из книги глеба скороходова "тайны граммофона". м.: изд-во эксмо, изд-во алгоритм, 2004, с. 71.) фраза "на дальнем пограничье" вызывает ложные ассоциации с дальним востоком - в 1937 году на маньчжурской границе произошло первое боевое столкновение между и японией. но вообще песня о западной границе - с польшей. песенка девушки летит "за ясным солнцем вслед" - то есть с востока на запад. именно с запада ждали большой войны. эта предвоенная песня стала одной из любимых песен великой отечественной войны и послужила основой для огромного числа переделок. лидия русланова стала наиболее известной ее исполнительницей. подробнее см.: и. н. розанов. песня о катюше как новый тип народного творчества. / фольклор великой отечественной войны. изд. «наука», м.—л., 1964, стр. 310—325. песня переведена на другие языки, иногда просто создавался новый текст на другом языке - например,"fischia il vento" ("свистит ветер"), одна из самых известных песен итальянских партизан-антифашистов
Четвертую главу рассказа Новосёлова "Санькин марал" можно смело бы назвать "Предательство друга". Марал в котором играет жизнь решает. что никакие ласки хозяина не дадут обхитрить марала. Ведь такое было уже 4 раза.
" Но Семилеток помнит старое. Его не купишь за кусочек. Знает он, чем кончится ласка хозяйская. Ласкают, кормят зиму сеном и овсом, а нальются рога - приедут, обломают их. Уже четыре пары отдал он. Четыре раза обманули. Теперь он не забудет."
Но марал дверяет свою судьбу Саньке. Любит он Саньку и верит ему. "Не за то, что зимой веселый мальчуган всегда привозит ему в торбочке овса, и не за то, что каждое его движенье дышит лаской. Нет. Семилеток помнит, что ни разу он не видел Саньку среди тех безумно ухающих всадников, которые безжалостно гоняют маралов перед резкой рогов".
Стараясь сохранить свою грациозность, которая отражена в рогах марала, едва почуяв недоброе, марал убегает. но вся природа противостоит ему. Кажется, что не только люди. но и вся природа восстала против марала. Враждебность природы против Санькиного марала передают строки.
Четвертую главу рассказа Новосёлова "Санькин марал" можно смело бы назвать "Предательство друга". Марал в котором играет жизнь решает. что никакие ласки хозяина не дадут обхитрить марала. Ведь такое было уже 4 раза.
" Но Семилеток помнит старое. Его не купишь за кусочек. Знает он, чем кончится ласка хозяйская. Ласкают, кормят зиму сеном и овсом, а нальются рога - приедут, обломают их. Уже четыре пары отдал он. Четыре раза обманули. Теперь он не забудет."
Но марал дверяет свою судьбу Саньке. Любит он Саньку и верит ему. "Не за то, что зимой веселый мальчуган всегда привозит ему в торбочке овса, и не за то, что каждое его движенье дышит лаской. Нет. Семилеток помнит, что ни разу он не видел Саньку среди тех безумно ухающих всадников, которые безжалостно гоняют маралов перед резкой рогов".
Стараясь сохранить свою грациозность, которая отражена в рогах марала, едва почуяв недоброе, марал убегает. но вся природа противостоит ему. Кажется, что не только люди. но и вся природа восстала против марала. Враждебность природы против Санькиного марала передают строки.