"Повесть о том как мужик двух генералов прокормил" Описать:
Особенности сюжета.
ответить на вопрос:
Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
Описать:
Особенности образов сказки:
1.образы-символы
2. своеобразие животных
3. близость к народным сказкам
ответ:
уже в начале своего творческого пути а.н. островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни общества. в мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. образ такого «жестокого мира» островский создает в пьесе «гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился уклад жизни. обитатели калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – дикой и кабаниха. кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. и все вокруг с готовностью повинуются ей. она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «так-то вот старина и выводится… что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». любые перемены, по мнению кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «тебя не станет бояться, меня и подавно. какой же порядок в доме будет? » - говорит она своему сыну тихону о его отношениях с женой. поэтому кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. мы видим, что ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. кабаниха извлекает из библии и домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. при этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. нельзя не вспомнить слова кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась! »
дикой, наряду с кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. он настоящий самодур, чего не скажешь о кабанихе. ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. а потому сама кабаниха осуждает дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на , видя в этом проявление слабости дикого. характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. о кабанихе кулигин скажет: «ханжа, сударь! нищих оделяет, а заела совсем». говоря о диком, кудряш отмечает: «как не ругать! он без этого дышать не может». «воином», которого некому унять, считают дикого окружающие.
и все же нужно отметить, что к необузданному ругателю дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к кабанихе. дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. в его брани чувствуется душевный непокой. вспомним рассказ дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. ничего подобного не может случиться с кабанихой. ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. главное для нее, чтобы все было по правилам. она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. и потому для нее публичное признание катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери варвары. тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия дикого, для которого люди не больше червяка. «захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. деньги в его руках ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
анализируя образы «хозяев жизни», критик добролюбов показывает, что на первый взгляд в «грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; дикой ругает, кого хочет… кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» но это только на первый взгляд. ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. именно поэтому дикой вечно недоволен и раздражителен, а кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет добролюбов. и с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. такая жизнь не давала свободы всей подневольной россии. не случайно пьеса заканчивается репликой тихона: «хорошо тебе, катя! а я-то зачем остался жить на свете да мучиться». тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями калинова грядущей катастрофы, островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.
Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в Произведении, надо проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в городе Калинове — богатые купцы — отстаивают свои взгляды в отношении семейных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинциальном городе, один из героев драмы, Кулигин, говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — имея в виду в первую очередь главных лиц Калинова — Марфу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого.
Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей» жене, проводивши мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, — это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин.
Кабаниха является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Героиня не дает воли ни своему сыну Тихону, ни тем более своей невестке Катерине. На самом деле образ ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну видна любовь, желание ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в придирках к Катерине проявляются ревность и досада на то, что отняла сына; постоянное дурное настроение тоже можно понять — вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю».
Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у них к старшим «должного почтенья» нет. Главой другого семейства, представленного в драме, является Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя лишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится: всех ругает — соседей, работников, членов своей семьи, распускает руки, не платит крестьянам. Савел Прокофьевич — совершенно пустой человек, постоянно ищущий ссоры, самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Показательны характеристики, которые дают Дикому другие герои пьесы (Шапкин, Кудряш, Кули-гин): «ругатель», «пронзительный мужик», «воин».
Отношение Савела Прокофьевича к его племяннику Борису доказывает, что в городе правит «самодурная сила»: завещанное бабушкой наследство Борис может получить, только если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда».
Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь сердцем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек является «значительным лицом в городе». Такие люди, как Дикой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества.