Жил-был алексей. давно это было. родили его в деревне дедушка с бабушкой. он был забитым мальчиком, но ходил в школу. школа была старенькая, везде щели и зимой из их здорово дуло, прямо под ноги ученикам. а все ходили в валенках дырявых и поэтому у всех текли сопли прямо на тетрадку. ничего разобрать было невозможно- сплошные кляксы. поэтому алёша частенько получал двойки. а дома был отец, злой, как собака. он драл его, как иванову козу, а тот базлал на всю деревню, как последняя собака. да ещё жрать было нечего и в животе постоянно журчало, как весной ручьи за огородом. мать работала в колхозе и таскала колоски, из которых варила похлёбку. вечером все садились за стол и громко чавкали. долго чавкали, а потом шли спать, лепестричества то не было и карасина тоже. некогда было учить уроки и на другой день алёше всегда ставили двойки, а то и колы. жили они бедно и весело, в то время ещё не было радива и электричества. и была у них только одна корова и три поросёнка. и вот каждый день алексею приходилось пасти корову и поросят. а обувки никакой не было и бегая по лугу, алёха до крови снашивал свои ноги. тогда он ложился в траву и предавался мечтаниям о хорошей жизти: как он уедет в город, будет учиться на ветелинара и не будет дуть в ус. он не курил и не пил водку, как все деревенские мужики, а пил только молоко и квас, с чего его каждый раз пучило и болело пузо. но он не обращал на это внимания, потому что стремился стать хорошим человеком и зарабатывать много денег, чтобы кормить бабу с дедом и три поросёнка, а корова пусть сама ест-травы много. ещё алексей сочинял стихи и записывал их на пергамент гусиным пером, которое нашёл под крылечком, а потом продавал на ярмарке заезжым купцам по 2 копейки. эти деньги он отлаживал на учёбу. но плохо получалась, потому что дед каждый день просил на выпивку, а больше дохода в избе не было и даже валенки были одни на всех, которые зимой носили по очереди. но это не помешало алексею становиться на ноги и идти дальше к своей цели. и вот однажды ему позвонили и сказали ехать в город, потому что уже не стало хватать ветелинаров, а больше никто не шёл, окромя лёхи. вот так он и стал великим человеком, что даже м. горький обратил на него внимание и написал про него рассказ, чтобы другие дети в школе брали с него пример и не курили, и не пили колу и пивасик. он ещё не матерился и не дрался, но это уже, когда стал взрослым.
Покорение вершил олимпа иван бунин начал не с прозы, а с поэзии. он с раннего детства писал стихи и к 17 уже публиковался в журналах. первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец тонкой и возвышенной лирики. с возрастом бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе. к раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи». совет матери оказывается полезным, и поэт признается, что этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». отправляясь в восхитительное путешествие по царствию морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. и черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно. стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в россии, так и за ее пределами