Образы «тучки» , «облака» или «волны» у Л. - устойчивые символы прекрасной свободы и беспечности (свойственных полуодушевленному бытию природы) , надчеловеческой отрешенности от страстей и мук, эстетизированное бесстрастие «туч» противопоставлено тревожной и печальной участи человека на земле. Герой стих. , открытый «cтpacтям» и «страданиям» , еще остается в трагич. кругу человеческих ценностей и коллизий. Но вместе с тем явленный «тучками» независимый мир красоты ("степью лазурною, цепью жемчужною...» ) манит его к разрыву прежних связей и отношений; в 1-м стихе последней строфы слышится не только сострадат. горечь или мысли о родине «нивы бесплодные») , но и усталое отчуждение. На пороге разлуки герой как бы отнимает у пока еще «милого» севера долю своей сердечной привязанности, своей нежности и переносит ее на ("небесных» спутников - на «тучки» : по замечанию Максимова, ("многоговорящие уменьшительные» выражают ("одну из стихий лермонтовской поэзии» , начало "нежное, трепетное, почти женственное» . Так или иначе, изгнанничество героя и сопутствующие чувства личной несвободы и грустной подавленности - лирич. доминанта стих. , к-poe как бы окольцовано словами: «изгнанники» , "изгнания» .
Когда люди не умели строить из камней и кирпичей, они делали вокруг города высокий земляной вал и на нем строили из очень толстых бревен высокий деревянный забор, который назывался крепостью, потому что был очень крепким, прочным. Вдоль этой деревянной стены на некотором расстоянии друг от друга стояли высокие деревянные башни.Стражники смотрели во все стороны, не виден ли враг. Если видели врага, поднимали тревогу. Внизу, под стеной, был глубокий ров с водой. Так что попасть врагу в город было очень нелегко. Стены высокие, ворота крепкие. Открывались они только перед мирными жителями и добрыми гостями