Жизненный путь Ивана Северьяновича Флягина предстаёт как история воспитания его души, как процесс трудного нравственного роста, преодоления эгоизма бессознательного существования и обретения чувства ответственности за судьбу других людей и всей России. Этот внутренний процесс протекает на фоне бесконечных странствий героя, полных не только превратностей и злоключений, но и встреч, расширяющих его умственный и нравственный кругозор обретению ценного жизненного опыта. В центре внимания писателя человек необыкновенного характера и необыкновенной судьбы, “в полном смысле слова богатырь”, всем своим видом напоминающий “дедушку Илью Муромца”. Лесков даёт портрет героя и описывает его манеру говорить и держаться. Дальше он предоставлен сам себе, ему дана свобода самовыражения в собственном слове. Иван Северьянович проходит многотрудный путь духовного роста, и в конце этого пути, будучи пожилым человеком, он готов “ополчиться” и идти воевать, потому что ему “за народ очень помереть хочется”. Избрав героем человека, не закреплённого на определённом месте в жизни, свободно передвигающегося сквозь самые разные социальные пласты и вступавшего в отношения с людьми самых разных социальных положений, Лесков решал важную творческую задачу — создать максимально широкую картину русской жизни.
Вся в черном, мертвенно-бледна. Княгиня едет в нем (в возке) одна... Блестяще сделаны диалоги Трубецкой с губернатором, особенно ее отповедь старику за соперницу, из-за которой муж якобы забыл ее: Но знаю: к родине любовь Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!.. Угрозы губернатора, запугивания, что она автоматически будет подвержена всем ужасам и унижениям каторжного состояния, не колеблют мужества и решимости Трубецкой: Пусть смерть мне суждена — Мне нечего жалеть!.. Я еду, еду! я должна Близ мужа умереть. Такую же стойкость и мужество проявила и кн. М. Н. Волконская. Говоря о поступке Трубецкой, Некрасов приветствует ее именно за то, что Она другим дорогу проложила, Она других на подвиг увлекла!
Вся в черном, мертвенно-бледна. Княгиня едет в нем (в возке) одна...
Блестяще сделаны диалоги Трубецкой с губернатором, особенно ее отповедь старику за соперницу, из-за которой муж якобы забыл ее:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!..
Угрозы губернатора, запугивания, что она автоматически будет подвержена всем ужасам и унижениям каторжного состояния, не колеблют мужества и решимости Трубецкой:
Пусть смерть мне суждена —
Мне нечего жалеть!.. Я еду, еду! я должна
Близ мужа умереть.
Такую же стойкость и мужество проявила и кн. М. Н. Волконская. Говоря о поступке Трубецкой, Некрасов приветствует ее именно за то, что
Она другим дорогу проложила, Она других на подвиг увлекла!