пропавшая грамота» – заключительная, четвёртая повесть первой части «вечеров на хуторе близ диканьки» гоголя.
неизменный рассказчик «вечеров», диканьский дьяк фома григорьевич, знакомит слушателей с , приключившейся некогда с его собственным дедом. этого деда, тогда ещё молодого казака, гетман посылает с грамотой к царице. по пути, в конотопе, дед знакомится с гулякой-запорожцем и устраивает с ним попойку. в дальнейшую дорогу они отправляются вместе, но с наступлением темноты запорожца берёт испуг. он признаётся спутникам-казакам, что душа его давно продана нечистому, и в эту ночь черт должен прийти и забрать её. запорожец просит попутчиков не поспать одну ночь и не выдать его дьяволу. все казаки с готовностью соглашаются. они располагаются на ночлег у придорожного шинка, собираются бодрствовать, но всех их смаривает мертвецкий сон. проснувшись утром, казаки видят, что запорожец пропал. вместе с ним пропали конь деда фомы григорьевича и его шапка с зашитой в ней грамотой к царице.
деду страшно сокрушается по поводу пропажи гетманской грамоты. ему в беде соглашается шинкарь. он советует деду с наступлением темноты идти в соседний лес, где цыгане по ночам куют железо. казаку надо идти на стук их молотов, а затем направиться по малой дорожке через густой терновник к реке. «у этой реки, – говорит шинкарь деду, – ты и увидишь, кого нужно. да не позабудь набрать в карманы того, для чего карманы сделаны» (то есть денег).
следуя этому совету, дед в глухую ночь идёт в лес. путь оказывается именно таким, как описывал шинкарь. добравшись до реки, дед видит на её берегу костёр, у которого сидят какие-то мрачные, страшные люди. на казака никто из них не отвечает. но когда дед достаёт из карманов и кидает им деньги, он вдруг сразу оказывается чуть ли не в самом пекле, где ведьмы и черты пляшут трепака. увидев деда, вся нечисть бросается к нему целоваться. казака сажают за уставленный яствами стол, но сколько еды с блюд он ни берёт, вся она вместо его рта отправляется в чей-нибудь чужой.
дед требует у нечисти свою пропавшую шапку с грамотой. одна из ведьм предлагает ему три раза сыграть с ней в карты в дурня (дурака). если дед выиграет хоть раз, то получит назад пропавшую грамоту, а если нет, то, может быть, не увидит и белого света. дед соглашается, но когда он начинает бить в игре подбрасываемые ему ведьмой карты, его козыря превращаются в фигуры обычной масти. два раза казак проигрывает. на третий он догадывается спрятать свои карты под стол и потихоньку перекрестить там. после этого ему сразу начинает везти.
он обыгрывает ведьму, и в лицо ему падает шапка с пропавшей грамотой. дед требует вернуть и украденного коня – ему в ответ показывают конский скелет: всё, что от коня осталось. дед настаивает, чтобы черти по уговору ему как-нибудь выбраться из их гнезда. перед ним предстаёт дьявольский конь-огонь, который выносит его из пекла наверх.
казак несётся на коне, прыгая через пропасти, и под конец падает на крышу своей хаты. отдохнув немного дома, он вновь отправляется с грамотой к царице и теперь нигде не останавливается в пути до самой конечной цели.
Центральный герой в рассказе Погодина — Павлуха, тринадцатилетний мальчик, пришедший в северный поселок заработать. Мать его работала на засолке, но руки стали болеть, и она ушла на другую работу. С матерью остались еще двое младших детей, которым требуется еда и одежда. Отец детей, любитель неизведанных мест, отбыл на Камчатку и алиментами себя не затруднял. Матери было трудно, но она старалась выкручиваться. А в последнее время здоровье подкачало так, что проблемой стало ложку держать. Младшая сестра Павлухи матери по дому по мере своих сил. Тяжело было видеть мальчишке, как мать надрывалась, чтобы вырастить детей. Он решил найти работу.
В родном колхозе Павлуху на работу не брали, закон запрещал использовать детский труд. Председатель райисполкома пыталась принять участие в семье Павлухи: определить мальчика в интернат матери, но Павлуху этот вариант не устроил. От председателя колхоза он получил в дар рыбацкие сапоги, в этих сапогах паренек и отправился пешком до северного поселка.
ответ:
объяснение:
пропавшая грамота» – заключительная, четвёртая повесть первой части «вечеров на хуторе близ диканьки» гоголя.
неизменный рассказчик «вечеров», диканьский дьяк фома григорьевич, знакомит слушателей с , приключившейся некогда с его собственным дедом. этого деда, тогда ещё молодого казака, гетман посылает с грамотой к царице. по пути, в конотопе, дед знакомится с гулякой-запорожцем и устраивает с ним попойку. в дальнейшую дорогу они отправляются вместе, но с наступлением темноты запорожца берёт испуг. он признаётся спутникам-казакам, что душа его давно продана нечистому, и в эту ночь черт должен прийти и забрать её. запорожец просит попутчиков не поспать одну ночь и не выдать его дьяволу. все казаки с готовностью соглашаются. они располагаются на ночлег у придорожного шинка, собираются бодрствовать, но всех их смаривает мертвецкий сон. проснувшись утром, казаки видят, что запорожец пропал. вместе с ним пропали конь деда фомы григорьевича и его шапка с зашитой в ней грамотой к царице.
деду страшно сокрушается по поводу пропажи гетманской грамоты. ему в беде соглашается шинкарь. он советует деду с наступлением темноты идти в соседний лес, где цыгане по ночам куют железо. казаку надо идти на стук их молотов, а затем направиться по малой дорожке через густой терновник к реке. «у этой реки, – говорит шинкарь деду, – ты и увидишь, кого нужно. да не позабудь набрать в карманы того, для чего карманы сделаны» (то есть денег).
следуя этому совету, дед в глухую ночь идёт в лес. путь оказывается именно таким, как описывал шинкарь. добравшись до реки, дед видит на её берегу костёр, у которого сидят какие-то мрачные, страшные люди. на казака никто из них не отвечает. но когда дед достаёт из карманов и кидает им деньги, он вдруг сразу оказывается чуть ли не в самом пекле, где ведьмы и черты пляшут трепака. увидев деда, вся нечисть бросается к нему целоваться. казака сажают за уставленный яствами стол, но сколько еды с блюд он ни берёт, вся она вместо его рта отправляется в чей-нибудь чужой.
дед требует у нечисти свою пропавшую шапку с грамотой. одна из ведьм предлагает ему три раза сыграть с ней в карты в дурня (дурака). если дед выиграет хоть раз, то получит назад пропавшую грамоту, а если нет, то, может быть, не увидит и белого света. дед соглашается, но когда он начинает бить в игре подбрасываемые ему ведьмой карты, его козыря превращаются в фигуры обычной масти. два раза казак проигрывает. на третий он догадывается спрятать свои карты под стол и потихоньку перекрестить там. после этого ему сразу начинает везти.
он обыгрывает ведьму, и в лицо ему падает шапка с пропавшей грамотой. дед требует вернуть и украденного коня – ему в ответ показывают конский скелет: всё, что от коня осталось. дед настаивает, чтобы черти по уговору ему как-нибудь выбраться из их гнезда. перед ним предстаёт дьявольский конь-огонь, который выносит его из пекла наверх.
казак несётся на коне, прыгая через пропасти, и под конец падает на крышу своей хаты. отдохнув немного дома, он вновь отправляется с грамотой к царице и теперь нигде не останавливается в пути до самой конечной цели.
В родном колхозе Павлуху на работу не брали, закон запрещал использовать детский труд. Председатель райисполкома пыталась принять участие в семье Павлухи: определить мальчика в интернат матери, но Павлуху этот вариант не устроил. От председателя колхоза он получил в дар рыбацкие сапоги, в этих сапогах паренек и отправился пешком до северного поселка.