ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЕТА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Развивать умение работать с лирическими произведениями.
2. Научиться делать литературоведческий анализ поэтических текстов.
ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный материал. Сборники стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1. К какому литературному направлению принадлежали поэты?
2. В чём особенность этого литературного направления?
3. В чём принципиальное отличие творчества Тютчева от творчества Фета?
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Задание 1:
Выписать (можно распечатать и вклеить) из сборника поэзии текст любого стихотворения Ф. И. Тютчева и выполнить его литературоведческий анализ по плану (смотрите ниже - выделен жёлтым цветом). Анализ писать только от руки.
Задание 2:
Выписать из сборника поэзии текст любого стихотворения А. А. Фета и выполнить его литературоведческий анализ по плану (также как в задании №1).
Задание 3:
Сравнить творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (выполнить задание в виде таблицы из двух столбцов):
Тютчев Ф. И. Фет А. А.
ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. КЕМ и КОГДА написано стихотворение (ФИО автора полностью, конкретный год или период жизни поэта)?
2. Какие ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ легли в его основу, кому оно посвящено (если таких сведений нет, то необходимо сформулировать ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕМУ стихотворения (чтобы сформулировать тему, нужно ответить на вопрос: о чём это стихотворение?).
3. ЖАНР стихотворения (элегия, , исповедь, сонет, послание, размышление и т. д., если определить сложно, то по второй классификации – любовная лирика, философская лирика, гражданская лирика и т.д.).
4. Главные ОБРАЗЫ или картины, созданные в стихотворении.
5. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (лирический герой = поэту или нет).
6. Стихотворный РАЗМЕР.
7. Особенности ПОСТРОЕНИЯ стихотворения ( единое целое или есть деление на части; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя и пр.)
8. СРЕДСТВА ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА:
а. Звуковая организация лирического текста (ассонанс, аллитерация, звукопись).
б. Художественные средства (аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь и прочее).
в. Особенности лексики (бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).
г. Композиционные приемы (пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность и т. д.)
д. Поэтический синтаксис (многоточие, восклицания, риторические вопросы стихосложения).
9. ЗНАЧЕНИЕ стихотворения или для его современников, или для сегодняшнего читателя, или общечеловеческая значимость. Ваше личное мнение.
На Алтае, в устье реки Ини, жил богатырь Сартакпай. Коса у него до земли, брови — точно густой кустарник. Мускулы твердые, как нарост на березе, хоть чашки из них режь.
Когда он охотился, еще ни одной птице не доводилось над его головой пролететь. Он стрелял без промаха.
Быстро бегущих оленей, осторожную кабаргу бил метко. На медведя, на барса он ходил один, крепко держа в руке свою трехпудовую пику с девятигранным наконечником.
Не пустовали его охотничьи мешки-арчимаки, к седлу всегда была приторочена свежая дичь.
Сын Сартакпая, Адучи-мерген, издалека услыхав мерный топот черного иноходца, выбегал встречать отца.
Сноха Оймок готовила старику восемнадцать разных кушаний из дичи, девять вкусных напитков из молока.
Но не был счастлив, не был весел прославленный богатырь Сартакпай. Днем и ночью слышал он плач зажатых камнями алтайских рек. Напрасно бросались они с камня на камень. Не под силу было им одолеть твердые горные кряжи. Брызги воды висели на камнях, как слезы. Горько было Сартакпаю смотреть на слезы алтайских рек, устал он слушать их немолчный стон. И задумал старик пробить алтайским водам дорогу к Ледовитому океану.
Позвал он своего сына:
— Ты, Адучи-мерген сынок, иди к Белухе-горе, поищи пути-дороги для Катуни-реки. Сам я отправлюсь на восток к озеру Улукёль.
Приехал Сартакпай к озеру, спешился, коня в траву пустил, сам на левое колено пал, указательным пальцем правой руки тронул берег Улукёля, и следом за его пальцем потекла река Чулышман. С веселой песней побежали к Чулышману все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и неслышные подземные воды.
Объяснение:
начальный период правления Хусайна Байкары Алишер Навои играл большую роль в политической жизни страны, отстаивая справедливость и проявляя заботу о народе. Для сохранения целостности государства и спокойствия в стране он принимал активное участие в подавлении народных волнений и мятежей, поднятых в Хорасане. Когда между Хусайном и его сыном Бадиуззамоном вспыхнула вражда, Алишер Навои употребил всю силу своего влияния, чтобы предотвратить кровопролитие.
Однако деятельность Навои вызывала недовольство придворной знати. При дворе против него начались интриги и доносы. Навои был удален из столицы и назначен наместником в Астрабад. Пробыв там немногим больше года, он вернулся в Герат. Хусайн Байкара хорошо принял Алишера и оставил при себе, хотя не поручил ему никаких должностей. Тяжелые переживания за судьбу народа и страны сильно подорвали здоровье Алишера Навои. 3 января 1501 года в возрасте 60 лет великий поэт скончался.
Итак, жизнь двух государственных деятелей в период, когда страна была охвачена постоянными междоусобными войнами, частыми народными восстаниями и мятежами, а государство переживало сильную политическую раздробленность. Такая обстановка, царившая во второй половине XV века, не только подорвали экономическую мощь страны, но и привела к падению государства Темуридов.