Практическая работа по раману Обломов: Дайте аргументированный ответ на следующие высказывания:
1). По мнению Добролюбова, черты обломовщины, и главное – неумение связать слово и дело, свойственны таким героям русской литературы, как Евгений Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин и другие. Ему позднее возражал В. Ф. Переверзев «В действительности психика Обломова не имеет ничего общего с психикой героев онегинской и рудинской складки».
У этих последних характерной и основной чертой душевной организации является вечная тревога и непрерывное искание. Это – натуры беспокойные, неудовлетворенные, с сильным уклоном к органическому, не только идейному, пессимизму. Им предназначено судьбой быть духовными скитальцами, томиться жаждой душевного покоя и искать его. Полную противоположность этому представляет Обломов. Он не скиталец, а домосед. Беспокойство и тревога не в натуре Обломова. Его нравственная стихия инерция и безмятежность».
(Переверзев, В. Ф. Творчество Гончарова. 1928.)
С каким из приведенных мнений вы согласны или не согласны и почему?
2). Почему писатель Обломова показывает в разных сценах и ситуациях, а о Штольце преимущественно рассказывает. Есть ли в Штольце черты обломовщины. Согласны ли вы с мнением критика. Аргументируйте свою точку зрения.
«...Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц — человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могуг сделать, — это для нас остается тайной <...>Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. <...> И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которыеодолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье... Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, — мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью... Можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»
(Добролобов, Н. А. Что такое обломовщина? 1859.)
3). Д. И. Писарев писал о герое романа И. А. Гончарова «Люди, подобные Обломову, суть «...неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключена драматичность их положения».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
4). Современный исследователь В. Кантор пишет об Обломове:
«Илья Ильич не выдержал испытания свободой и, как будто продолжая располагать ею, добровольно отказался от жизненного ведения свободного человека. Обломов, быть может, в состоянии справиться с внешним врагом... Но он не в состоянии справиться сам с собой, с обломовщиной, угнездившейся у него в душе».
Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Отзыв о сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Отзыв о сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце»Главные герои сказки «Серебряное копытце» — старый охотник по имени Кокованя и его воспитанница, девочка по имени Даренка. Родители у Даренки умерли и старик, знавший их, взял ее на воспитание. А Даренка в дом старика еще и кошку привела, которую подобрала на улице и приютила. Назвали ту кошку Муренка, уж больно звонко она мурлыкала. Вот и зажили они втроем. Дед работал днем, девочка по дому хозяйничала, а кошка мышей ловила. Каждый был при своем деле.
своей поэзии А. В. Кольцов раскрывает духовный мир крестьянина, показывает его глубокую и подлинную человечность. Поэт открыл отечественной литературе ее настоящего героя — скромного мужика, на плечах которого держалась вся Россия. Душа простого человека не только на суетные страсти, но и на возвышенные чувства. Вершиной творческих достижений Кольцова стали созданные им песни.
Подлинная народность творчества поэта наиболее ярко проявилась в его песнях о крестьянском земледельческом труде, в которых выражается народная точка зрения на труд как на источник жизни, духовного величия, радости. Герой «Песни пахаря» «весело» ладит борону и соху. В стихотворении «Урожай» скрип возов в пору жатвы уподобляется музыке, а скирды на гумнах — князьям. Отношением к труду определяется физическая и нравственная красота крестьянина («Косарь»):
У меня ль плечо — Шире дедова; Грудь высокая — Моей матушки. На лице моем Кровь отцовская В молоке зажгла Зорю красную.
Новаторство Кольцова проявляется и в тех песнях, которые повествуют о тяжелой доле крестьянина: «Горькая доля», «Раздумья селянина», «Перепутье», «Доля бедняка» и др. Бедняк не только жалуется на свою судьбу, он умеет бросить ей вызов, смело идет навстречу любым невзгодам. Герой стихотворения «Измена суженой» отправляется в путь:
Горе мыкать, жизнью тешиться, С злою долей переведаться...
Герой Кольцова, являясь выразителем существеннейших черт русского характера, терпелив, стоек, отважен.
Тема воли — одна из исконных тем народной поэзии. Характерно в этом отношении стихотворение «Стенька Разин». Здесь и обращение доброго молодца к вскормившей и вспоившей его «Волге-матушке», и размашистая удаль свободолюбивого героя:
Забушуй же, непогодушка, Разгуляйся, Волга-матушка! Ты возьми мою кручинушку, Размечи волной по бережку...
Для семейно-бытовых песен Кольцова характерна их общественная направленность. Выражая высокие идеалы народной морали, они содержат требование духовного раскрепощения человека. Жажда любви, независимости, воли особенно ярко проявилась в песне «Бегство». Восхищением любимой проникнуто стихотворение «Последний поцелуй»:
Пусть пылает лицо, Как по утру заря... Как весна, хороша Ты, невеста моя!
Герои песен Кольцова любят от всего сердца. В самые трудные дни любовь освещает жизнь обездоленных людей, придает им силы в борьбе с суровой действительностью: «Пора любви», «Грусть девушки», «Разлука», «Не скажу никому...». Любовные песни Кольцова отличаются особым лиризмом и глубокой искренностью.
Народность поэзии Кольцова находит свое выражение не только в правдивом изображении жизни, но и в разработке соответствующих художественных средств. Используя художественные приемы, сложившиеся в устной традиции, поэт обогащает их собственными изобретениями. Он создает синтетический жанр — полулитературной-полуфольклорной русской песни.
Объяснение: