ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РОМАНУ «ВОЙНА И МИР»
1. Как в самом начале главы Толстой показывает противоестественность войны? В чем состоит прием антитезы? Какова роль пейзажной зарисовки?
2. В каком настроении и состоянии духа пребывали люди солдаты) к концу Бородинского сражения? Как через их образы Толстой раскрывает мысль о «чуждости» войны народу?
3. Почему русские «не делали усилий», чтобы атаковать французов?
4. Почему французы «не делали усилий», чтобы атаковать русских?
5. Как вы понимаете слова Толстого: «Говорить о том, что было бы, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно, что говорить о том, что было бы, если б осенью сделалась весна»? Почему «дать гвардию» для Наполеона было невозможным?
6. Почему Наполеон и все французские генералы испытывали «чувство ужаса» перед своим врагом, который потерял половину войска и практически был разгромлен?
7. С кем сравнивает Толстой французов в конце Бородинского сражения? Почему?
8. Подведите итоги. В чем, по мнению Толстого, превосходство русской армии над французской? В чем главная причина поражения французов?
? Лит.: Нагибин Ю., Своё и чужое, "Дружба народов", 1959, ? 7; Соловьёва И., Начало пути, "Новый мир", 1959, ? 9; Перцовскии В., Осмысление жизни, "Вопросы литературы", 1964, ? 2; Билинкис Я., А жизнь движется... [Заметки о рассказах Ю. Казакова], "Нева", 1965, ? 6; Нинов А., Язык рассказов, "Дружба народов", 1966, ? 4; Громов Е., Художник в современном мире, "Звезда", 1969, ? 3.