Как известно, в 1862 г. Достоевский высоко оценил тургеневского героя, тонко уловив в нем высокое трагическое начало. Его характеристика Базарова в не дошедшем до нас письме к Тургеневу была сочувственно принята автором, а в „Зимних заметках о летних впечатлениях“ (1863) Достоевский вспомнил „беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца) , несмотря на весь его нигилизм“ , противопоставив его как „нетипичного“ нигилиста „рядовым“ нигилистам круга „Современника“ и „Русского слова“.
Для справки: Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Высказывания Достоевского о Базарове в период работы над „Бесами“ имеют определенную и характерную направленность. Достоевский ставит вопрос, насколько Базаров как тип нигилиста имеет реальное соответствие в современных представителях этого типа.
Интересно в этом отношении следующее рассуждение: „Базаров написан человеком сороковых годов и без ломания, а стало быть, без нарушения правды человек сороковых годов не мог написать Базарова.
— Чем же он изломан?
— На пьедестал поставлен, тем и изломан“
Иными словами: „человек сороковых годов“, т. е. Тургенев, идеализировал в Базарове тип нигилиста. Базаров окружен тем романтическим ореолом, который ассоциируется у Степана Трофимовича Верховенского с Байроном, тогда как в резкости, грубости и ломании теперешних Базаровых проглядывает Ноздрев.
Нигилизм революционен и не считает возможных жертв («…если он (Базаров) называется нигилистом, то надо читать: революционером» , – из письма И. С. Тургенева К. К. Случевскому 14 (26) апреля 1862 г.) . И нигилизм либеральный мало чем в этом плане отличается от нигилизма демократического. «Революция в значительной степени есть расплата за грехи есть знак того, что не было творческих духовных сил для реформирования общества» , – писал Н. Бердяев.
Но Базаров, в отличие от нынешних болотных клоунов, несмотря на отрицание ценностей «отцов» , фигура не комическая, а трагическая. За нигилизмом он скрывает любящее, пусть и бунтующее сердце. Таким, тоскующим по идеалу, увидел своего героя Тургенев. Так его почувствовал и Ф. М. Достоевский, хоть и довёл базаровское отрицание до уровня раскольниковского преступления: «С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы… Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца) , несмотря на весь его нигилизм».
Как известно, в 1862 г. Достоевский высоко оценил тургеневского героя, тонко уловив в нем высокое трагическое начало. Его характеристика Базарова в не дошедшем до нас письме к Тургеневу была сочувственно принята автором, а в „Зимних заметках о летних впечатлениях“ (1863) Достоевский вспомнил „беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца) , несмотря на весь его нигилизм“ , противопоставив его как „нетипичного“ нигилиста „рядовым“ нигилистам круга „Современника“ и „Русского слова“.
Для справки: Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Высказывания Достоевского о Базарове в период работы над „Бесами“ имеют определенную и характерную направленность. Достоевский ставит вопрос, насколько Базаров как тип нигилиста имеет реальное соответствие в современных представителях этого типа.
Интересно в этом отношении следующее рассуждение: „Базаров написан человеком сороковых годов и без ломания, а стало быть, без нарушения правды человек сороковых годов не мог написать Базарова.
— Чем же он изломан?
— На пьедестал поставлен, тем и изломан“
Иными словами: „человек сороковых годов“, т. е. Тургенев, идеализировал в Базарове тип нигилиста. Базаров окружен тем романтическим ореолом, который ассоциируется у Степана Трофимовича Верховенского с Байроном, тогда как в резкости, грубости и ломании теперешних Базаровых проглядывает Ноздрев.
Нигилизм революционен и не считает возможных жертв («…если он (Базаров) называется нигилистом, то надо читать: революционером» , – из письма И. С. Тургенева К. К. Случевскому 14 (26) апреля 1862 г.) . И нигилизм либеральный мало чем в этом плане отличается от нигилизма демократического. «Революция в значительной степени есть расплата за грехи есть знак того, что не было творческих духовных сил для реформирования общества» , – писал Н. Бердяев.
Но Базаров, в отличие от нынешних болотных клоунов, несмотря на отрицание ценностей «отцов» , фигура не комическая, а трагическая. За нигилизмом он скрывает любящее, пусть и бунтующее сердце. Таким, тоскующим по идеалу, увидел своего героя Тургенев. Так его почувствовал и Ф. М. Достоевский, хоть и довёл базаровское отрицание до уровня раскольниковского преступления: «С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы… Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца) , несмотря на весь его нигилизм».