2. Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. . Нам на земле вдвоем нет места... ” Печорин не промахнулся. Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга — города контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика — шляпки, усы, бакенбарды.
На фоне этого описания, также используя принцип контраста, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручика Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красоты и безобразия. Пискарев — человек искусства, по происхождению из народа, его жизнь — это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного.
Пирогов — иной человек. Главное для него — личное преуспевание, карьера, деньги, и для достижения этой цели он использует все средства. Единственная его привязанность — чин.
В этом столкновении у Гоголя красота терпит поражение и погибает.
На фоне этого описания, также используя принцип контраста, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручика Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красоты и безобразия. Пискарев — человек искусства, по происхождению из народа, его жизнь — это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного.
Пирогов — иной человек. Главное для него — личное преуспевание, карьера, деньги, и для достижения этой цели он использует все средства. Единственная его привязанность — чин.
В этом столкновении у Гоголя красота терпит поражение и погибает.