История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
У романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» счастливая судьба. Вот уже более 155 лет, а впервые он был напечатан в 1862 году, роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» принадлежит к числу самых любимых, самых читаемых книг. За это время сменилось тринадцать поколений людей, а «Князя Серебряного» до сих пор увлеченно читают и с таким же волнением следят за приключениями героев этого романа.
Эта книга отправляет нас на много столетий назад, в далекий 1565 год, когда на троне восседал Иван IV, по прозвищу Грозный. Мы оказываемся в самом разгаре перелома русской истории: в эпрохе кровавой борьбы между великим князем всея Руси Иваном Грозным и боярской оппозицией. Мы становимся свидетелями этой борьбы, цель которой состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у аристократии, что образовалась в Москве из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. А сам царь Иван Васильевич предстает пред нами в нареченном образе «Грозного», - царь, который сам доходил до необыкновенной распущенности и неистовства (кровавые казни сменялись у него пирами, на которых также лилась кровь; пиры сменялись богомольем, в котором бывало и кощунство).
Все образы, созданные автором, красивы, даже те, кто уродлив и отвратителен. Они красивы потому, что кажутся живыми и настоящими. Никита Романович Серебряный - храбрый сердцем князь, горячая голова. Такой он чудесный, ясноокий добрый молодец, который ради правды в борьбе за справедливость душой не покривит даже перед лицом смерти. Он, не моргнув глазом, пойдет на верную гибель, если так велит его совесть. Он верует чистой верой и в Бога, и в царя, и в людей.
Автор наделил его всеми положительными качествами. Это иногда кажется немного неправдоподобным, но не мешает симпатизировать герою, с тревогой следить за его судьбой, сопереживать ему. Выбор у него, честного и справедливого, в общем-то либо войти в число приближенных опричников царя Ивана Грозного, либо сложить голову на плахе. Но, веруя в богоданность царской власти, князь чтит своего царя. Хотя и оправдать опричнину не может. Он пытается смириться, как с неизбежным наказанием Божиим, постигшим народ.
Князь Серебряный остается человеком, сохраняет мужество, честь и благородство души, когда вокруг царит хаос, порок, предательство и жестокость. Хоть он и не один, их трое - сам Никита Романович, боярин Морозов и Максим Скуратов, но таких людей мало против орды опричников. А с другой стороны это говорит о силе настоящего русского характера.
А.К. Толстой описывает своего героя так: «Наружность князя соответствовала его нраву. Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были и откровенность. В его темно серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем не поколебимую твердость, а улыбка — беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются. Серебряному было лет двадцать пять. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. Короткая борода, немного темнее волос, слегка отеняла губы и подбородок».
Таким его видели, таким воспринимали, такого уважали и любили. Но, несмотря на все его доблести, он все же не был борцом и победителем по своей натуре. Он понимал суть происходящего, но не понимал, как с этим бороться, отчего и предпочел удалиться от царского двора. Ему предпочтительней было вступить в действенную борьбу против татар, чем распутывать государственные интриги и злые умыслы его приближенных. Он выбрал честную смерть героя, вместо предательской. Он пал на поле боя воином, а не изменником.
История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
Сравнение – “как слезы первые любви”.
У романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» счастливая судьба. Вот уже более 155 лет, а впервые он был напечатан в 1862 году, роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» принадлежит к числу самых любимых, самых читаемых книг. За это время сменилось тринадцать поколений людей, а «Князя Серебряного» до сих пор увлеченно читают и с таким же волнением следят за приключениями героев этого романа.
Эта книга отправляет нас на много столетий назад, в далекий 1565 год, когда на троне восседал Иван IV, по прозвищу Грозный. Мы оказываемся в самом разгаре перелома русской истории: в эпрохе кровавой борьбы между великим князем всея Руси Иваном Грозным и боярской оппозицией. Мы становимся свидетелями этой борьбы, цель которой состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у аристократии, что образовалась в Москве из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. А сам царь Иван Васильевич предстает пред нами в нареченном образе «Грозного», - царь, который сам доходил до необыкновенной распущенности и неистовства (кровавые казни сменялись у него пирами, на которых также лилась кровь; пиры сменялись богомольем, в котором бывало и кощунство).
Все образы, созданные автором, красивы, даже те, кто уродлив и отвратителен. Они красивы потому, что кажутся живыми и настоящими. Никита Романович Серебряный - храбрый сердцем князь, горячая голова. Такой он чудесный, ясноокий добрый молодец, который ради правды в борьбе за справедливость душой не покривит даже перед лицом смерти. Он, не моргнув глазом, пойдет на верную гибель, если так велит его совесть. Он верует чистой верой и в Бога, и в царя, и в людей.
Автор наделил его всеми положительными качествами. Это иногда кажется немного неправдоподобным, но не мешает симпатизировать герою, с тревогой следить за его судьбой, сопереживать ему. Выбор у него, честного и справедливого, в общем-то либо войти в число приближенных опричников царя Ивана Грозного, либо сложить голову на плахе. Но, веруя в богоданность царской власти, князь чтит своего царя. Хотя и оправдать опричнину не может. Он пытается смириться, как с неизбежным наказанием Божиим, постигшим народ.
Князь Серебряный остается человеком, сохраняет мужество, честь и благородство души, когда вокруг царит хаос, порок, предательство и жестокость. Хоть он и не один, их трое - сам Никита Романович, боярин Морозов и Максим Скуратов, но таких людей мало против орды опричников. А с другой стороны это говорит о силе настоящего русского характера.
А.К. Толстой описывает своего героя так: «Наружность князя соответствовала его нраву. Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были и откровенность. В его темно серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем не поколебимую твердость, а улыбка — беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются. Серебряному было лет двадцать пять. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. Короткая борода, немного темнее волос, слегка отеняла губы и подбородок».
Таким его видели, таким воспринимали, такого уважали и любили. Но, несмотря на все его доблести, он все же не был борцом и победителем по своей натуре. Он понимал суть происходящего, но не понимал, как с этим бороться, отчего и предпочел удалиться от царского двора. Ему предпочтительней было вступить в действенную борьбу против татар, чем распутывать государственные интриги и злые умыслы его приближенных. Он выбрал честную смерть героя, вместо предательской. Он пал на поле боя воином, а не изменником.