Представленны два текста. Проведите анализ двух фольклорных текстов в аспекте их жанровой поэтики. Определить жанр, классификация его разновидностей, тематических, компазиционных особенностей, специфики бытования и исполнения, умение выявлять художественные средства. Сначала ответьте на вопрос, где исполняется текст.в обряде или вне обряда. Для обрядовых жанров важны характеристики их природы и указание на тип обряда, в каком произведении используется. Определить функцию текста в обряде, его поэтику. 1. Приходии к нам, весна со радостью! Со великою к нам со милостью Со рожью зернистою, со пшеничкой золотистою, с овсом кучерявыим, с ячменем усатыим, с просом, со гречею, с калиной- малиною, с черной смородиною, с грушами со яблочками, со всякой садовинкой, с цветами лазоревым, с травушкой-муравушкой! 2. Не Во имя отца, не сына и не духа святого не аминь. Встану Я раба божья благословясь пойду не перекрестясь из дверей не в двери из ворот в ворота- сквозь дыру огородную точка выйду я не в чистом поле не в восточную сторону, посмотрю в под закатанную сторону. К под той ли под закатной стороной течёт смрадная река, я по той ли с родной реке плывет смердящий челн. Смердячье челне сидит не молчи человек-чёртова рожа, я змеиная кожа, я сity глаза, волчья пасть, медвежий взгляд, я образ звериный, я а в сдох змеиный. И как тот Немал-человек страшен и ужасен, Гарик и prethoryn, так так же бы бы казался и страшен, я и ужасен, я горек и prethoryn раб божий имя рабе божей имя днём и ночью, утром и вечером в 12:00 и за полдень полночь и заполнить на ветхом месяце и на молоке Инна перекрой и на всякое время и без времени. К как бы зверь прыскучий в темном лесу в тёмном лесе, как змеи ползучий в чистом поле, я не мог бы рабочий имя с работой божий имя не думай подумать, немысли помыслить, невзгляд взглянуть, не беседы побеседовать. Дрались бы и царапались, я и навстречу бы не встречались, я и на уме друг друга не держали всегда да ныне и присно, я и во веки веков. К амине день аминь аминь.
С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: "Иностранец Василий Федоров". Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом "из тенистых широколиственных дерев". Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице "покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов", или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.
Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди.
Если в описании внешности героев автор широко применяет иронию, то в раскрытии внутреннего мира помещиков и чиновников он использует сарказм. Знакомство с разными типами обитателей барских усадеб при всех индивидуальных особенностях их характеров вскрывает в них общие черты праздности, паразитизма, пошлости, духовной пустоты. Ведь и безалаберный прожектер Манилов, и хозяйственный Собакевич, и аккуратная прижимистая Коробочка живут трудом своих крепостных, которые обеспечивают им безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков, изображенных в поэме, можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятого накоплением денег, к которому относятся Собакевич и Коробочка. В отличие от них Ноздрев и Манилов не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленно и безалаберно тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужных предметов. Манилова же откровенно обворовывают и управляющий, и ключница, и прочие слуги, а он погружен в свои — неосуществимые, далекие от действительности мечты. Значит, и бездумное расточительство одних помещиков, и стяжательство других свидетельствуют о моральном вырождении дворянства в России.
Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит, административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародного характера государственного аппарата.
Рисуя в поэме многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в том, что главной болезнью николаевской России было крепостное право, которое наносило огромный вред стране, губило и калечило народ. Недаром Герцен назвал "Мертвые души" "историей болезни, написанной рукой мастера".
вижу на снегу набросана целая куча
сосновых шишек. Все вылущенные,
растрёпанные: хорошо над ними кто-то
потрудился. Посмотрел вверх на дерево. Да
ведь это не сосна, а осина! На осине
сосновые шишки не растут. Значит кто-то
натаскал их сюда.Оглядел я со всех сторон
дерево. Смотрю - немного повыше моего
роста в стволе расщелинка, а в расщелинку
вставлена сосновая шишка... Отошёл я в
сторонку и сел на пенёк. Просидел минут
пять, гляжу - к дереву птица летит... Сразу
узнал я дятла... Прилетел и уселся на
осину... Сунул свежую шишку в ту
расщелинку, а старую вытащил клювом и
выбросил. Потом уселся поудобнее, опёрся
на растопыренный хвост и начал изо всех
сил долбить шишку, выклёвывая семена.
Расправился с этой полетел за другой...
И сам сыт, и лесу польза. Не все семена
ему в рот попадут, много и разроняет.
Упадут семена на землю. Какие погибнут, а
какие весной и прорастут...