Предварительная работа 1. Прочитать рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» и озаглавить его части.
2. Составить выборочный пересказ на тему «История «семьи» аиста».
3. Подготовить рассказ о случае из жизни, когда вы кому-нибудь .
4. Объяснить письменно значение слов милосердие, сострадание.
5. Проиллюстрировать рассказ или нарисовать обложку книги.
6. Написать сочинение на одну из тем «Что такое милосердие?» или «О чем меня заставил задуматься рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты».
Работа над текстом рассказа
1. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?
2. Почему рассказ называется «У кого поселяются аисты?» и как ответить на вопрос, заключенный в названии произведения?
3. О чём этот рассказ?
4. Почему Костику так хотелось, чтобы у их дома поселились аисты?
5. Расскажите историю жизни «семьи» аиста. Зачем Костик, а за ним и автор так долго и подробно рассказывают историю птичьей «семьи»? Найдите в тексте слова о том, что всем на свете живется непросто.
6. А как живется семье Костика? Зачитайте.
7. «И всё одно плохо не бывает долго на свете. Всё одно когда-нибудь наступает хорошо, если всем ждать»,- думает Костик. Докажите, что так бывает не только у людей, но и у аистов.
8. Какими были отношения Костика и Кольки? Найдите в тексте и зачитайте.
9. Автор пишет: «Горе пришло разом с зимой…» - почему горе, а не несчастье, например?
10. Кто виноват в гибели аиста?
11. Какой была жизнь бабки? Можно ли с категоричностью утверждать, что бабка –злой, плохой человек?
12. Костик. Какой он? Как вы думаете, каким человеком он вырастет? Зачитайте конец рассказа.
13. Зачем, по-вашему, небольшое по объему произведение автор разбил на пять главок? Как вы озаглавили их? Проверка творческого задания: защита рисунков.
14. Так почему же рассказ называется «У кого поселяются аисты?»
15. Что автор хотел нам сказать своим рассказом, в чём убедить?
основная проблема, которую фонвизин поднимает в комедии «недоросль» , - проблема воспитания просвещенных передовых людей. дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
в лице грубого неуча митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему , полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. первой учительницей и воспитательницей митрофанушки была старая нянька еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. к митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. учителя митрофана - отставной сержант цыфиркин занимается с ним арифметикой (арихметике учит его… один отставной сержант, цыфиркин») , семинарист кутейкин – грамотой («для грамоты ходит к нему дьячок от покрова, кутейкин») , а вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («по-французски и всем наукам обучает еговральман») . вральман, как бывший кучер стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он , а потому невежественные хозяева доверяют ему. к тому же им нравится позиция вральмана: «не отягощать дитятю» («он ребенка не неволит») . немцу платят гораздо больше («этому по триста рубликов в год) , чем цыфиркину и кутейкину, его кормят («сажаем за стол с собою… за столом стакан вина» ) и одевают в доме («белье его наши бабы моют») . двух учителей ни во что не ставят, митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («уж года четыре как учится») .
создавая образы учителей митрофана, фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные кутейкину, который сам не закончил семинарию, или вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. из них один цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового митрофана.
драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. воспитания митрофанушки объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . он хитер, знает как польстить матери. стародум посмеивается над митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. гораздо опасенее бессердечие. «невежда без души – зверь» . жизнь и воспитание сразу отобрали у митрофана цель и смысл жизни. и учителя не смогут (это лишь дань моде со стороны госпожи простаковой) ; у митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
в своей пьесе фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно» , невеждой и безнравственным существом.