Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Акула» — морской офицер, артиллерист. Корабль, на котором он служил, однажды стоял возле африканского берега. Было очень жарко и душно. Капитан корабля разрешил всем купаться. Для этого матросы спустили в морскую воду парус, и получилась купальня. На корабле вместе со всеми плыли два мальчика, один из которых был сыном артиллериста. Мальчикам наскучило плавать в купальне, и они выбрались в открытое море, где стали плавать наперегонки.
С борта корабля с интересом наблюдали за соревнованием мальчиков, пока кто-то не заметил акулу, плывущую прямо к ним. Артиллерист стал кричать ребятам, чтобы они повернули назад, но те не слышали его. Матросы поспешно спустили шлюпку и поплыли на мальчиков, но они не успевали это сделать. Акула подплыла уже совсем близко к ребятам.
Тогда артиллерист подбежал к пушке, навел ее на то место, где плыла акула, и выстрелил. После выстрела он в отчаянии закрыл лицо руками. Все заволокло пороховым дымом и люди с тревогой ждали, когда он рассеется минута, дым рассеялся и на палубе раздался всеобщий ликующий крик. Акула была сражена наповал, а шлюпка с мальчиками уже плыла обратно к кораблю.
Главный смысл рассказа «Акула» состоит в том, что риск оправдан в тех случаях, когда речь идет о жизни и смерти. Поступок артиллериста был оправданным, не смотря на то, что его выстрел мог попасть в ребят. Но мальчиков другим уже было невозможно, и они бы неминуемо погибли. Рассказ учит соблюдению правил безопасности. Капитан корабля не просто так приказал соорудить в море купальню из паруса, он сделал это для обеспечения безопасности купающихся. Если бы мальчики не нарушили правила купания и не выбрались в открытое море, то артиллеристу бы не пришлось идти на такие рискованные действия.
Работа над сюжетом является традиционной для начальной школы. Однако типичный недочет в работе учителя заключается в том, что основное внимание педагог уделяет только установлению временной последовательности изображенных событий.
Целесообразно напомнить, что сюжет в литературном произведении выполняет две главные функции: во-первых, через сюжет и его элементы раскрывается конфликт произведения, важнейшая сторона художественного содержания. Во-вторых, именно через движение сюжетных событий раскрываются характеры персонажей, устанавливаются отношения и связи между ними.
Поэтому, обращаясь к сюжету, учитель должен стремиться школьникам не только понять последовательность событий, но и постичь причинно-следственные связи между этими событиями, сложные отношения между персонажами выявить сущность противоречий и столкновений между ними, а, следовательно, и логику развития характеров. Все вместе это должно вести к постижению авторской идеи.
Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей; создание диафильма, сценария для инсценирования текста.
Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Акула» — морской офицер, артиллерист. Корабль, на котором он служил, однажды стоял возле африканского берега. Было очень жарко и душно. Капитан корабля разрешил всем купаться. Для этого матросы спустили в морскую воду парус, и получилась купальня. На корабле вместе со всеми плыли два мальчика, один из которых был сыном артиллериста. Мальчикам наскучило плавать в купальне, и они выбрались в открытое море, где стали плавать наперегонки.
С борта корабля с интересом наблюдали за соревнованием мальчиков, пока кто-то не заметил акулу, плывущую прямо к ним. Артиллерист стал кричать ребятам, чтобы они повернули назад, но те не слышали его. Матросы поспешно спустили шлюпку и поплыли на мальчиков, но они не успевали это сделать. Акула подплыла уже совсем близко к ребятам.
Тогда артиллерист подбежал к пушке, навел ее на то место, где плыла акула, и выстрелил. После выстрела он в отчаянии закрыл лицо руками. Все заволокло пороховым дымом и люди с тревогой ждали, когда он рассеется минута, дым рассеялся и на палубе раздался всеобщий ликующий крик. Акула была сражена наповал, а шлюпка с мальчиками уже плыла обратно к кораблю.
Главный смысл рассказа «Акула» состоит в том, что риск оправдан в тех случаях, когда речь идет о жизни и смерти. Поступок артиллериста был оправданным, не смотря на то, что его выстрел мог попасть в ребят. Но мальчиков другим уже было невозможно, и они бы неминуемо погибли. Рассказ учит соблюдению правил безопасности. Капитан корабля не просто так приказал соорудить в море купальню из паруса, он сделал это для обеспечения безопасности купающихся. Если бы мальчики не нарушили правила купания и не выбрались в открытое море, то артиллеристу бы не пришлось идти на такие рискованные действия.
Удачи )
Работа над сюжетом является традиционной для начальной школы. Однако типичный недочет в работе учителя заключается в том, что основное внимание педагог уделяет только установлению временной последовательности изображенных событий.
Целесообразно напомнить, что сюжет в литературном произведении выполняет две главные функции: во-первых, через сюжет и его элементы раскрывается конфликт произведения, важнейшая сторона художественного содержания. Во-вторых, именно через движение сюжетных событий раскрываются характеры персонажей, устанавливаются отношения и связи между ними.
Поэтому, обращаясь к сюжету, учитель должен стремиться школьникам не только понять последовательность событий, но и постичь причинно-следственные связи между этими событиями, сложные отношения между персонажами выявить сущность противоречий и столкновений между ними, а, следовательно, и логику развития характеров. Все вместе это должно вести к постижению авторской идеи.
Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей; создание диафильма, сценария для инсценирования текста.