При подготовке Мифы о Геракле Знаете ли вы? 1. Сыном какого олимпийского бога являлся Геракл? 2. За что преследовала Гера Геракла? 3. Кому служил Геракл, совершая двенадцать подвигов? 4. Какая богиня все время Гераклу? 5. Как Гераклу удалось узнать тайну пути к Гесперидам
Основу сюжета поэмы составляет афера Чичикова, который, путешествуя по русской провинции, скупает “мертвые души”. Мертвыми душами называли крестьян, которые числились живыми по спискам до очередной ревизии, а поэтому за них нужно было платить налог. Чичиков хотел купить землю в Херсонской губернии и стать по бумагам владельцем крепостных. Под залог этого имущества он хотел получить ссуду, а потом пустить деньги в оборот, получив большой доход.
Автор, следуя за своим героем, показал самые различные типы крепостников-помещиков.
Создать живописные образы помещиков Гоголю искусное владение деталью в
описании и быта, и характеров героев.
Один из таких помещиков — Манилов. Интерьер его дома, как и все имение, свидетельствует о характере хозяина. Речь Манилова соответствует его натуре — сладкая,
бессодержательная. Он постоянно о чем-то думает, живет как-будто вне жизни. Мысли его пусты, мечтания — бессмысленны. Манилов не занимается своим хозяйством, а носится с какими-то идеями. Гоголь подчеркивает, что Манилов, находясь раньше в полку, считался одним из самых образованных офицеров. Одной этой фразой Гоголь раскрывает нам уровень офицеров николаевской армии. Манилов — непрактичный человек. Он не задумывается над странной Чичикова и дарит ему мертвые души.
В отличие от Манилова, Коробочка жадна. Знакомство с ней начинается с описания ее имения: “...узенький дворик весь был наполнен птицею и всякой домашней утварью”. В комнате у Коробочки было множество картин с изображением животных. Хозяйственность Коробочки граничит с суетливой бестолковостью. Гоголь описывает Коробочку как ограниченную помещицу, недаром Чичиков называет ее “дубинноголовой”. Единственное, что ее волнует, так это деньги и чтобы как-нибудь
не продешевить.
Все помещики, показанные в поэме, хотя и различны по своим внешним качествам, но все
они похожи друг на друга своей бездуховностью, внутренней ограниченностью. Даже живой и общительный Ноздрев, который при первой встрече производит впечатление человека добродушного и веселого, поражает своей духовной нищетой. Ноздрев — человек капризный, взбалмошный и даже злой, если что-нибудь оказывается ему не по вкусу. Автор называет Ноздрева человеком поступков. Но все поступки Ноздрева без разумной цели.
Как всегда, интерьер соответствует характеру помещика: “В кабинете, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книги или бумаги, висели только сабли, да два ружья”. Речь Ноздрева соответствует основным чертам его
характера, она стремительна, неуправляема.
Собакевич, такой же крепкий, как и его хозяйство. Он считает, что крестьяне должны как можно больше трудиться на помещика, и добротные избы крестьян — это как залог их
работо Материальный интерес — единственный интерес в его жизни. И даже за мертвые души Собакевич старается поднять цену как можно выше.
Крайней степенью деградации является Плюшкин — “прореха на человечестве”. Это — единственный помещик, чья история жизни прослеживается полностью. Этот образ не только комичен и сатиричен, но и трагичен. Имение Плюшкина напоминало “вымершее место”, и единственное, что могло привлечь, это сад, находившийся позади дома. Даже внешне Плюшкин был похож на нищего, хотя был богатым помещиком. Но все это богатство копилось без цели, не находя никакого употребления, поэтому Плюшкин становится скупым и жадным.
Поэма раскрывает сущность имущих людей.
Основные даты жизни и творчества.
1880, 16 (28) ноября – родился в Петербурге. Отец – профессор права Варшавского университета, мать – М.А.Бекетова, писательница и переводчица. Детство в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове.
1898–1906 – учеба на славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского университета.
1903 – женитьба на Л.Д.Менделеевой, дочери Д.И.Менделеева. Знакомство с А.Белым и В.Брюсовым, первые выступления в печати в журнале петербургских символистов Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус "Новый путь" .
1904 – публикация сборника "Стихи о Прекрасной Даме", где предстает как лирик-символист, испытавший (с 1901 г.) влияние мистической поэзии Вл.Соловьёва, проникнутой культом "Вечно-женственного" и "Мировой души".
1905, октябрь – принимает участие в демонстрации.
1906 – пьесы "Балаганчик", "Король на площади" и "Незнакомка", входящие в состав трилогии, были изданы под общим заголовком "Лирические драмы" в 1908-м году. Стихотворение "Незнакомка".
1907 – сборник "Снежная маска", посвящённый актрисе Н.Н.Волоховой.
1907–1908 – ведет литературное обозрение в журнале "Золотое руно", резко критикует символизм ("Вопросы, вопросы, вопросы", 1908), пишет о задачах искусства ( "О лирике", 1907, "О театре", "Народ и интеллигенция").
1908 – третий сборник стихов "Земля в снегу".
1910–1911 – работает над поэмой "Возмездие" (работа с перерывами продолжалась до 1921 г., но поэма осталась незавершенной).
1911 – четвертый сборник "Ночные часы".
1911–1912 – выход трехтомного собрания стихотворений Блока.
1915 – сборник "Стихи о России", поэма "Соловьиный сад".
1916 – "Стихотворения. Книга первая". Блока призывают в армию. Благодаря содействию поэта Зоргенфрея Блока зачисляют табельщиком в инженерно-строительную дружину, возводящую военные укрепления в Полесье.
1917, март – после февральских событий возвращается в Петроград. Работает одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров. Результат этой работы – книга "Последние дни императорской власти" (1921).
1918 – "Стихотворения. Книга вторая". Пишет произведения, в которых отчетливо выражает свое отношение к революции (статья "Интеллигенция и Революция", поэма "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и др.).
Ведет большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве "Всемирная литература", в Союзе поэтов.
1919 – назначен председателем режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград).
1920 – опубликованы сборники "За гранью дней", «Седое утро".
1921 – "Стихотворения. Книга третья".
25 апреля – в Большом драматическом театре состоялся авторский вечер Блока. Дописывает вчерне третью главу поэмы "Возмездие".
1921, 7 августа – Александр Блок умирает в Петрограде. В 1944 году прах Блока перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.