Аркадий и Борис Стругацкие самые известные русскоязычные фантасты в мире. Хотя то, что они писали, не просто фантастика и даже не просто фантастическая литература, а Литература в самом полном смысле этого слова.
Писать братья Стругацкие начали в конце 50-х гг. В своем творчестве они путь, на который постепенно развивающейся фантастике потребовалось более ста лет. В конце творческого пути Стругацкие во многом определяли развитие этого жанра. Ранние вещи Стругацких — “Страна багровых туч”, “Извне”, “Путь на Амальтею”, “Шесть спичек”, “Стажеры” — представляли собой почти классическую научную фантастику, характерную своего времени. Помимо стандартных сюжетов и научно-фантастического реквизита в повестях есть что-то еще, что и заставляет употребить слово “почти”.
Уже здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т.п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.
В этой связи вспоминается эпизод из повести “Понедельник начинается в субботу”, где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): “В большинстве своем … люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные … механизмы …” Для Стругацких такое невозможно.
Внимательный читатель не может не заметить, как часто многие детали опущены. Авторы не утомляют читателя длинными описаниями устройства и принципов работы своих изобретений. Это касается не только технических подробностей, но и некоторых сюжетных моментов. Как попал в будущее заключенный концлагеря Саул Репнин? При каких “странных обстоятельствах” найдена рукопись Малянова? Что такое Зона? Писатели не считают нужным отвечать на эти вопросы.
Что же происходит в этом прекрасном фантастическом мире, созданном писателями? Он отлично при для жизни, удобно организован, почти безопасен, населен очень здоровыми и прекрасно образованными людьми с невиданными творческими возможностями. Одна из известных ранних вещей Стругацких, так и названная “Полдень. ХХII век”, описывает светлое будущее Земли, солнечный полдень человечества. Почти утопия!
Однако более поздние произведения братьев Стругацких уже не назовешь утопией. Выясняется, что в этом безоблачном мире полно своих проблем, не менее значимых, чем проблемы сегодняшней цивилизации. И, самое главное, авторы не считают это неправильным. Развитие человечества, прогресс, не может быть беспроблемным. Вопросы и проблемы остаются, они просто меняются.
В нескольких произведениях Стругацких упоминаются цивилизации, сознательно отказавшиеся от прогресса, тормозящие его. “Это ужасный тупик!” – так говорит о подобной цивилизации планеты Тагора один из героев “Жука в муравейнике” Экселенц.
Миры Стругацких не исчерпываются солнечным ХХII веком. В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. Однако в сюжетно связанной с “Понедельником…” “Сказке о Тройке” сказочная ирония превращается в злую сатиру.
Николай Рубцов, умело применяя скупые художественные средства, рисует картину русского севера, где его детство. Он не использует яркие краски, лишь метафоры: золото осени и серебро зимы. К тому же уже полночь: "Уж на часах двенадцать прозвенело"! Все внимание обращено на светящую над полем звезду, которая "во мгле заледенелой остановившись, смотрит в полынью". "Заледенелая мгла" - это подернутое легкой облачностью северное ночное небо.
Белый освещаемый холодным сиянием снега, ассоциируется с белым светом, т.е. всем миром людей. Представляешь бескрайнюю ширь холмистого поля, заледенелую водную гладь с темным пятном полыньи, в которой отражается крупная яркая одинокая звезда. Она совсем низко над горизонтом, не над холмом, а " тихо за холмом она горит".
Но не только небо приближено к земле. Поэтическое зрение охватывает все города родины, которых касаются вдали лучи звезды. Возникает впечатление, что поэт смотрит с одной с ней высоты. И не только в но и во времени:
"В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…"
Покой и немеркнущий ("Звезда полей горит, не угасая") свет звезды вселял в лирического героя умиротворение и веру в лучшее. И поэт, привлекая внимание к звезде, подчеркивает, что это путеводная звезда "для всех тревожных жителей земли". Ведь жизнь прожить - не поле перейти.
Звезда для него живая, близкая и родная, приветливая. Рубцов несколько раз повторяет,что это "звезда полей" и что она "горит", т.е. дает свет и тепло душе.
Стихотворение немного грустное, но оптимистичное. Даже, когда лирический герой далеко, вечная звезда все равно горит для него и всех людей.
Аркадий и Борис Стругацкие самые известные русскоязычные фантасты в мире. Хотя то, что они писали, не просто фантастика и даже не просто фантастическая литература, а Литература в самом полном смысле этого слова.
Писать братья Стругацкие начали в конце 50-х гг. В своем творчестве они путь, на который постепенно развивающейся фантастике потребовалось более ста лет. В конце творческого пути Стругацкие во многом определяли развитие этого жанра. Ранние вещи Стругацких — “Страна багровых туч”, “Извне”, “Путь на Амальтею”, “Шесть спичек”, “Стажеры” — представляли собой почти классическую научную фантастику, характерную своего времени. Помимо стандартных сюжетов и научно-фантастического реквизита в повестях есть что-то еще, что и заставляет употребить слово “почти”.
Уже здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т.п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.
В этой связи вспоминается эпизод из повести “Понедельник начинается в субботу”, где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): “В большинстве своем … люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные … механизмы …” Для Стругацких такое невозможно.
Внимательный читатель не может не заметить, как часто многие детали опущены. Авторы не утомляют читателя длинными описаниями устройства и принципов работы своих изобретений. Это касается не только технических подробностей, но и некоторых сюжетных моментов. Как попал в будущее заключенный концлагеря Саул Репнин? При каких “странных обстоятельствах” найдена рукопись Малянова? Что такое Зона? Писатели не считают нужным отвечать на эти вопросы.
Что же происходит в этом прекрасном фантастическом мире, созданном писателями? Он отлично при для жизни, удобно организован, почти безопасен, населен очень здоровыми и прекрасно образованными людьми с невиданными творческими возможностями. Одна из известных ранних вещей Стругацких, так и названная “Полдень. ХХII век”, описывает светлое будущее Земли, солнечный полдень человечества. Почти утопия!
Однако более поздние произведения братьев Стругацких уже не назовешь утопией. Выясняется, что в этом безоблачном мире полно своих проблем, не менее значимых, чем проблемы сегодняшней цивилизации. И, самое главное, авторы не считают это неправильным. Развитие человечества, прогресс, не может быть беспроблемным. Вопросы и проблемы остаются, они просто меняются.
В нескольких произведениях Стругацких упоминаются цивилизации, сознательно отказавшиеся от прогресса, тормозящие его. “Это ужасный тупик!” – так говорит о подобной цивилизации планеты Тагора один из героев “Жука в муравейнике” Экселенц.
Миры Стругацких не исчерпываются солнечным ХХII веком. В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. Однако в сюжетно связанной с “Понедельником…” “Сказке о Тройке” сказочная ирония превращается в злую сатиру.
Объяснение:
Николай Рубцов, умело применяя скупые художественные средства, рисует картину русского севера, где его детство. Он не использует яркие краски, лишь метафоры: золото осени и серебро зимы. К тому же уже полночь: "Уж на часах двенадцать прозвенело"! Все внимание обращено на светящую над полем звезду, которая "во мгле заледенелой остановившись, смотрит в полынью". "Заледенелая мгла" - это подернутое легкой облачностью северное ночное небо.
Белый освещаемый холодным сиянием снега, ассоциируется с белым светом, т.е. всем миром людей. Представляешь бескрайнюю ширь холмистого поля, заледенелую водную гладь с темным пятном полыньи, в которой отражается крупная яркая одинокая звезда. Она совсем низко над горизонтом, не над холмом, а " тихо за холмом она горит".
Но не только небо приближено к земле. Поэтическое зрение охватывает все города родины, которых касаются вдали лучи звезды. Возникает впечатление, что поэт смотрит с одной с ней высоты. И не только в но и во времени:
"В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…"
Покой и немеркнущий ("Звезда полей горит, не угасая") свет звезды вселял в лирического героя умиротворение и веру в лучшее. И поэт, привлекая внимание к звезде, подчеркивает, что это путеводная звезда "для всех тревожных жителей земли". Ведь жизнь прожить - не поле перейти.
Звезда для него живая, близкая и родная, приветливая. Рубцов несколько раз повторяет,что это "звезда полей" и что она "горит", т.е. дает свет и тепло душе.
Стихотворение немного грустное, но оптимистичное. Даже, когда лирический герой далеко, вечная звезда все равно горит для него и всех людей.
"И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей."