Пугачев емельян иванович (1740 или 1742 - 1775), предводитель крестьянского восстания 1773-1775, донской казак, участник семилетней 1756-63 и -турецкой 1768-74 войн, хорунжий. под именем императора петра iii поднял восстание яицких казаков в августе 1773. в сентябре 1774 заговорщиками выдан властям. казнен в москве на болотной площади. сцена казни а. с. пушкиным в книге " пугачева" (см. фрагмент) пугачев емельян иванович (1742? - 1/75). выйдя в 1773 из тюрьмы, куда его посадили за участие в расколе, пугачев выдает себя за чудом спасшегося от убийц царя петра iii. увлекая за собой сначала донских, затем уральских казаков, местное население (башкир, калмыков, татар) , недовольное правлением, а также немало украинских крестьян, бежавших от неминуемого закрепощения, пугачев поднимает восстание, охватившее обширные области. восставшие берут яицкий городок, а затем, двигаясь вверх по реке яик (ныне урал) , и все крепости, за исключением так и не сдавшегося оренбурга. придя на север, пугачев завладевает пушками и военными припасами с уральских заводов. затем он спускается по волге, легко занимая ряд городов, "царя"-освободителя, который обещает отмену крепостного права и снижение податей. на востоке восстание охватывает области западной сибири, на севере доходит до перми, на западе - до тамбова и на юге - до нижней волги. пугачев допустил, однако, серьезную тактическую ошибку, оставив у себя в тылу не сдавшиеся ему укрепления, которые затем служили опорными пунктами для правительственных войск. генералы бибиков, михельсон, потом суворов переходят в наступление и отбрасывают его в сторону каспийского моря. в августе 1774 михельсон разбивает его под царицыном. деморализованные нерешительностью своего вождя, восставшие постепенно разбегаются. сам пугачев, выданный сообщниками властям за 100 тыс. руб. , доставлен в москву в железной клетке, осужден и обезглавлен 10 (21) января 1775. крестьянская война приводит к принятию ответных репрессивных мер в 1775: крепостное право распространено на всю украину, последние казацкие вольности отменены, и положен конец существованию запорожской сечи.
недавно на уроках мы прочитали одно из лучших произведений о запорожском казачестве - повесть н.в. гоголя “тарас бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. он изобразил героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение. автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. трагична судьба андрия, младшего сына тараса бульбы.
впервые мы встречаемся с андрием на родном родительском дворе. сначала нас может привлекать образ андрея, так как по сравнению с суровым остапом он более чувствительный, нежный, спокойный. даже мать сильнее жалеет и любит именно его. и вот постепенно перед нами проходит жизни каждого из сыновей тараса бульбы, и наше отношение постепенно изменяется. мы понимаем, что общие черты в братьях лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота».
андрий отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. в нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады. эти качества вызывают недоумение: неужели он на самом деле трус и боится отвечать за свои поступки? как только юноши в запорожскую сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. но храбрость андрия оказывается безрассудной и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что воюет.
душе андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. ему ведом не один, не единственный «пир души». нега и упоение для андрия—как в битве, так и в любви. они позволяют ему проявить себя, в равной мере влекут. андрий испытывает «какое-то сладостное чувство, вызванное азартом схватки». панночке он скажет: «погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко». андрий горячо любит прекрасную полячку. но нет в этой любви истинной поэзии. искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей родиной. любовь утрачивает здесь светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. любовь не принесла андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца. он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “а что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого! ”
такое не простится даже самому храброму воину, и печать проклятья легла на предателя. «пропал, пропал бесславно, как подлая собака…»
измену родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. «против своих он «понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший …в стае». меня поразило то, что тарас бульба сам убивает андрия, сам объявляет ему суровый приговор, потому что обычно родители до последнего защищают и оправдывают своих детей. андрию нет оправдания, как нет оправдания любому предательству, но все-таки мне его жаль.
недавно на уроках мы прочитали одно из лучших произведений о запорожском казачестве - повесть н.в. гоголя “тарас бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. он изобразил героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение. автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. трагична судьба андрия, младшего сына тараса бульбы.
впервые мы встречаемся с андрием на родном родительском дворе. сначала нас может привлекать образ андрея, так как по сравнению с суровым остапом он более чувствительный, нежный, спокойный. даже мать сильнее жалеет и любит именно его. и вот постепенно перед нами проходит жизни каждого из сыновей тараса бульбы, и наше отношение постепенно изменяется. мы понимаем, что общие черты в братьях лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота».
андрий отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. в нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады. эти качества вызывают недоумение: неужели он на самом деле трус и боится отвечать за свои поступки? как только юноши в запорожскую сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. но храбрость андрия оказывается безрассудной и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что воюет.
душе андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. ему ведом не один, не единственный «пир души». нега и упоение для андрия—как в битве, так и в любви. они позволяют ему проявить себя, в равной мере влекут. андрий испытывает «какое-то сладостное чувство, вызванное азартом схватки». панночке он скажет: «погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко». андрий горячо любит прекрасную полячку. но нет в этой любви истинной поэзии. искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей родиной. любовь утрачивает здесь светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. любовь не принесла андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца. он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “а что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого! ”
такое не простится даже самому храброму воину, и печать проклятья легла на предателя. «пропал, пропал бесславно, как подлая собака…»
измену родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. «против своих он «понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший …в стае». меня поразило то, что тарас бульба сам убивает андрия, сам объявляет ему суровый приговор, потому что обычно родители до последнего защищают и оправдывают своих детей. андрию нет оправдания, как нет оправдания любому предательству, но все-таки мне его жаль.