2. Стихи Кольцова искренни, безыскусны и всем понятны. Однако эта простота отнюдь не умаляет творческого мастерства поэта. И темы, и то, как поэт передает свои чувства и переживания — все это индивидуальное, ни на кого не похожее. Конечно, как и любой поэт, делающий первые творческие шаги, Кольцов не избежал в своей лирике распространенных речевых штампов и традиционных образов. Однако сама тематика произведений Кольцова требовала иного подхода. Труд пахарей, косарей, жнецов — оказывается и о таких повседневных вещах можно писать стихи! Поэт не стремится приукрасить тяжелую однообразную работу; он действительно видит красоту человеческого труда, описывает его правдиво и поэтично:
Весело на пашне. Ну! тащися, сивка! Я сам-друг с тобою, Слуга и хозяин.
«Мать-земля сыра», «красавица зорька», «вода ключевая» — все эти образы народной поэзии удивительно вписываются в повествование о жизни народа, о жизни реальной, а не сказочного житья-бытья. Но в поэзии Кольцова и обыденная реальность обретает волшебные, сказочные черты:
Выйдет в поле травка — Вырастет и колос, Станет спеть, рядиться В золотые ткани.
Нужно отметить и особую напевность стихов Кольцова. Неслучайно же некоторые из них были положены на музыку. Многие творения самим автором названы песнями. Песенное звучание также сближает лирику Кольцова с народной поэзией. Легко представить, как поют эти песни крестьяне, работая в поле или коротая зимние вечера в избе. Тема труда в творчестве Кольцова порой переплетается с любовной тематикой, как например в стихотворении «Молодая жница». Поэт убедительно передает ощущение палящего летнего зноя, обессиливающего девушку. Но не жара и тем более не ленность являются главной причиной ее недостаточного усердия в работе. «Душно, жарко ей» не только от зноя, но и от взгляда и песни молодца, заронивших «небывалое» в сердце «красной девицы»:
Разминется с ней, Будто нехотя, И стоит, глядит
Как-то жалобно.
Для любовной лирики Кольцова вообще характерно печальное и даже трагическое звучание, которое связано с реальными событиями и переживаниями, имевшими место в жизни поэта. В юности он был влюблен в крепостную девушку — служанку своих сестер. Молодые люди мечтали пожениться, но отец поэта узнал об этом и, отправив сына в деловую поездку, продал девушку. Вернувшись, Кольцов пытался найти свою любимую; долго он не мог ничего узнать о ее судьбе, но затем до него дошло известие о ее смерти. Вероятно, потому так сильны в лирике поэта мотивы одиночества, раз-луки, страдания:
Мне ль приветливым казаться, С хладным сердцем вновь любить? Мне ль надеждой обольщаться? Беспробудно друг мой спит...
В своей любовной лирике Кольцов показывает всевозможные препятствия, с которыми сталкиваются влюбленные: это и упрямство родителей, не желающих отдавать дочь за бедняка, нередко выдающих ее за немилого, но богатого, и непонимание между самими молодыми людьми, приводящее к разрыву, и даже измена одного из них. Кольцов показывает, как больно бьет неискренность того, кому ты доверился:
Говорил так друг, прощаючись, А з душе его был замысел: Не к отцу идти — а в ином селе Замуж взять вдову богатую...
Но и разделенное чувство, не замутненное расчетами и недомолвками, тоже нередко становится причиной страданий:
Жил один я, в одиночестве — Холостая жизнь наскучила; Полюбил тебя, безродную, Полюбивши — весь измучился.
Тема одиночества в лирике Кольцова нередко соседствует не только с мотивами бедности и неприкаянности, но и с горестным осознанием утраты прежней «силы крепкой», которую «нужда горькая / По чужим людям / Всю истратила». Интересно преломляется мотив одиночества в стихотворении «Всякому свой талант», лирический герой которого сетует на разлуку с «красной девицей», а на то, что «волей своей доброю» женился по совету родни:
Ах, жена моя, боярыня! Когда умной ты родилася, Так зачем же мою голову Ты сгубила, змея лютая?
Тема одиночества обретает в лирике Кольцова и другое, еще более мрачное, зловещее воплощение — предчувствие и даже желание смерти, которое прозвучало в стихотворении «Элегия» в 1830 году, за 12 лет до своей смерти:
В твои объятья, гроб холодный, Как к другу милому, лечу, В твоей обители укромной Сокрыться от людей хочу
Он понимает и Бирюка, и мужичка, пытавшегося украсть. Мужик виновен (хотя тут можно сказать и то, что он не виновен зависит от желания и собственной оценки) , но пошел он на это от нужды и безысходности. Бирюк считает мужика виновным, но понимает мотивы его поступков. Жалеет. Сочувствует. Но живет по принципу - «А ты воровать не ходи» . Фому Бирюком зовут за его угрюмый нрав и суровость .Никому спуска не дает. И живет одиночкой. Скорее всего таким Бирюка сделала его тяжелая жизнь. Бедность, безысходность. Он одинок. Растит двоих детей (его жена их бросила) . И ему постоянно приходится делать выбор между долгом и поступками по совести. Обращаясь к леснику по имени отчеству провинившийся мужик хочет воззвать к человеку, а не к Бирюку. Он пытается вызвать сочувствие, жалость к себе. Мужики из окрестных деревень боятся Бирюка и скорее всего не понимают его. Они не обеспечены, не образованы и считают воровство на которое толкает их нужда чем то обыденным. А Бирюк противостоит им. «Вязанки хворосту не даст из леса утащить» - вот его характеристика от крестьян и они не понимают этого. По их мнению он не на жалость и сочувствие. Сам Бирюк живет очень бедно, так же как и остальные крестьяне. Но у него есть принципы. Он не приемлет воровство. Кроме того он лесник. Он пытается добросовестно выполнять свою работу. И он за нее отвечает. Кроме того над ним тоже есть барин, который может спросить с него, а он растит двоих детей. На самом деле Фома Кузьмич и так сочувствует другим мужикам. Он понимает их. Жалеет. Но разрывается между принципами, долгом и этими чувствами.
Весело на пашне.
Ну! тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.
«Мать-земля сыра», «красавица зорька», «вода ключевая» — все эти образы народной поэзии удивительно вписываются в повествование о жизни народа, о жизни реальной, а не сказочного житья-бытья. Но в поэзии Кольцова и обыденная реальность обретает волшебные, сказочные черты:
Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.
Нужно отметить и особую напевность стихов Кольцова. Неслучайно же некоторые из них были положены на музыку. Многие творения самим автором названы песнями. Песенное звучание также сближает лирику Кольцова с народной поэзией. Легко представить, как поют эти песни крестьяне, работая в поле или коротая зимние вечера в избе. Тема труда в творчестве Кольцова порой переплетается с любовной тематикой, как например в стихотворении «Молодая жница». Поэт убедительно передает ощущение палящего летнего зноя, обессиливающего девушку. Но не жара и тем более не ленность являются главной причиной ее недостаточного усердия в работе. «Душно, жарко ей» не только от зноя, но и от взгляда и песни молодца, заронивших «небывалое» в сердце «красной девицы»:
Разминется с ней,
Будто нехотя,
И стоит, глядит
Как-то жалобно.
Для любовной лирики Кольцова вообще характерно печальное и даже трагическое звучание, которое связано с реальными событиями и переживаниями, имевшими место в жизни поэта. В юности он был влюблен в крепостную девушку — служанку своих сестер. Молодые люди мечтали пожениться, но отец поэта узнал об этом и, отправив сына в деловую поездку, продал девушку. Вернувшись, Кольцов пытался найти свою любимую; долго он не мог ничего узнать о ее судьбе, но затем до него дошло известие о ее смерти. Вероятно, потому так сильны в лирике поэта мотивы одиночества, раз-луки, страдания:
Мне ль приветливым казаться,
С хладным сердцем вновь любить?
Мне ль надеждой обольщаться?
Беспробудно друг мой спит...
В своей любовной лирике Кольцов показывает всевозможные препятствия, с которыми сталкиваются влюбленные: это и упрямство родителей, не желающих отдавать дочь за бедняка, нередко выдающих ее за немилого, но богатого, и непонимание между самими молодыми людьми, приводящее к разрыву, и даже измена одного из них. Кольцов показывает, как больно бьет неискренность того, кому ты доверился:
Говорил так друг, прощаючись,
А з душе его был замысел:
Не к отцу идти — а в ином селе
Замуж взять вдову богатую...
Но и разделенное чувство, не замутненное расчетами и недомолвками, тоже нередко становится причиной страданий:
Жил один я, в одиночестве —
Холостая жизнь наскучила;
Полюбил тебя, безродную,
Полюбивши — весь измучился.
Тема одиночества в лирике Кольцова нередко соседствует не только с мотивами бедности и неприкаянности, но и с горестным осознанием утраты прежней «силы крепкой», которую «нужда горькая / По чужим людям / Всю истратила». Интересно преломляется мотив одиночества в стихотворении «Всякому свой талант», лирический герой которого сетует на разлуку с «красной девицей», а на то, что «волей своей доброю» женился по совету родни:
Ах, жена моя, боярыня!
Когда умной ты родилася,
Так зачем же мою голову
Ты сгубила, змея лютая?
Тема одиночества обретает в лирике Кольцова и другое, еще более мрачное, зловещее воплощение — предчувствие и даже желание смерти, которое прозвучало в стихотворении «Элегия» в 1830 году, за 12 лет до своей смерти:
В твои объятья, гроб холодный,
Как к другу милому, лечу,
В твоей обители укромной
Сокрыться от людей хочу