Печорин - герой нашего времениСамо название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть вобщественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”.Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его“умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Лермонтов показал Печорина какбы через историю “души человеческой” через его судьбу.Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”.Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своихдневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность.Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он вотношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивостьнатуры Печорина.Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Грушницкому же нужно затратить множество усилий, чтобы обратить на себя внимание. Поведение Грушницкого вызывало чувство раздражения у Печорина. Весь свой ум, энергию он употребил ради мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить” Грушницкого. Печорин приложил все усилия, чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.Из всех героев романа Вернер ближе всех к Печорину по своему интеллектуальному уровню. Он умный, проницательный, так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума. Вернер — единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.Ни глубокой любви, ни настоящей привязанности Печорин не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин тратит свой ум, энергию на цель, недостойную порядочного человека.
Возвращаясь из южного путешествия, Пьер навещает своего друга Болконского в его имении Богучарово. Князь Андрей после Аустерлица твёрдо решил нигде не служить . Все его заботы замыкаются на сыне. Пьер замечает «потухший, мёртвый взгляд» своего друга, его отрешённость. Энтузиазм Пьера, его новые взгляды резко контрастируют с скептическим настроением Болконского; князь Андрей полагает, что ни школы, ни больницы для крестьян не нужны, а отменить крепостное право нужно не для крестьян — они привыкли к нему, — а для помещиков, которых развращает неограниченная власть над другими людьми. В Богучарово между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения, он устремлен мыслью к вечному: «На земле... нет правды; но в мире... есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира» . Вот как теперь представляет он себе цель жизни: ! "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе". Для Болконского со встречи с Пьером началась (внутренне) новая жизнь.
Князь Андрей после Аустерлица твёрдо решил нигде не служить . Все его заботы замыкаются на сыне.
Пьер замечает «потухший, мёртвый взгляд» своего друга, его отрешённость.
Энтузиазм Пьера, его новые взгляды резко контрастируют с скептическим настроением Болконского; князь Андрей полагает, что ни школы, ни больницы для крестьян не нужны, а отменить крепостное право нужно не для крестьян — они привыкли к нему, — а для помещиков, которых развращает неограниченная власть над другими людьми.
В Богучарово между друзьями происходит важный разговор на пароме.
Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения, он устремлен мыслью к вечному: «На земле... нет правды; но в мире... есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира» . Вот как теперь представляет он себе цель жизни: ! "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".
Для Болконского со встречи с Пьером началась (внутренне) новая жизнь.