Во второй главе повести есть прекрасное описание запорожской степи. тарас со своими сыновьями едет в запорожскую сечь. каждый из героев своими мыслями, волнениями. бульба думает о своей прошедшей уже молодости. он, как и каждый козак, хотел бы вернуть ее. но нельзя остановить время. герой вспоминает своих товарищей. он размышляет, с кем он увидится, а кого уже нет в живых. прямодушный и простой остап искренне переживает из-за слез матери. они тронули его сердце. наивный и юный андрий вспоминает прекрасную полячку. он видел ее всего три раза, но она успела запасть ему в душу. быстро девушка уехала со своим отцом. в окне вместо ее прекрасного лика стало появляться какое-то толстое лицо. андрий размышлял об внезапно исчезнувшей полячке. увидев красоту дикой природы, герои забывают обо всем. гоголь пишет, что «сердца их встрепенулись, как птицы». степь становилась все прекрасней. героев полностью захватила окружающая природа. было понятно, что там практически не ступала нога человека. красиво и поэтично гоголь описывает украинскую степь. она показана днем и вечером. в каждое время суток степь выглядит по-разному. днем она похожа на зелено-золотой океан, по которому раскиданы прекрасные степные цветы. воздух наполнен птичьими голосами. вся степь точно живая! она дышит, радуется новому дню! вечером степь совершенно переменялась. красив закат солнца. небо становилась темным. по нему проходили широкие полосы розового золота. степь наполнялась совсем другими звуками. свистели суслики, громко трещали кузнечики, слышался крик лебедя. все обитатели степи будто составляют с ней одно целое. описание запорожской степи невероятно красиво. чувствуется любовь гоголя к родной природе, родному краю. важно то, что главные герои повести находятся среди такой прекрасной природы. они всем сердцем чувствуют ее красоту. природа украинской степи родная для них. это говорит об истинно народном характере героев. они любят свою родину и готовы защищать ее до последней капли крови.
Слова Юшки о любви говорят об очень высоком понимании этого слова. Дети обижают Юшку, значит, не любя г. Это логика обывателя. Юшка же считал, что если он привлекает внимание людей, это и есть любовь, просто никто не умеет её высказывать, потому что люди не знают, «что делать для любви». Автор сочувствует Юшке. Мир вокруг него жесткий, даже жестокий. Этот человек был внешне слаб, немощен, но имел несгибаемую внутреннюю силу и высокую цель жизни. Люди вокруг жестоки, они часто, наподобие животных, обижают слабого. Когда же Юшка умер, им, как говорит автор, стало хуже. Они всю свою злобу направили друг на друга. Так автор выражает свое отношение к людям. Но он не то чтобы обвиняет людей, он считает, что это проявление их духовной неразвитости. Во всех эпизодах люди и Юшка противопоставлены друг другу: люди агрессивны, а Юшка бесконечно терпеливо делает свое дело, он так поступает, потому что твердо знает, чего хочет. Но читатель узнает об этом только в самом конце рассказа.
Автор сочувствует Юшке. Мир вокруг него жесткий, даже жестокий. Этот человек был внешне слаб, немощен, но имел несгибаемую внутреннюю силу и высокую цель жизни.
Люди вокруг жестоки, они часто, наподобие животных, обижают слабого. Когда же Юшка умер, им, как говорит автор, стало хуже. Они всю свою злобу направили друг на друга. Так автор выражает свое отношение к людям. Но он не то чтобы обвиняет людей, он считает, что это проявление их духовной неразвитости.
Во всех эпизодах люди и Юшка противопоставлены друг другу: люди агрессивны, а Юшка бесконечно терпеливо делает свое дело, он так поступает, потому что твердо знает, чего хочет. Но читатель узнает об этом только в самом конце рассказа.